Заслон коррупции поможет поставить Палата гражданских аудиторов

| статьи | печать

Комитет гражданских инициатив (КГИ) представил 11 февраля исследовательскую работу «Общественный контроль государственных и муниципальных расходов». Авторы исследования предлагают ряд возможных решений по вовлечению россиян в сферу разумного расходования бюджетных средств.

Во всем мире применяется такой инструмент выполнения государственных и муниципальных функций, как привлечение частного бизнеса на исполнение заказов органов государственной власти и местного самоуправления. И все страны решают задачу эффективного расходования бюджетных ассигнований на оказание качественных услуг населению и обеспечение высокого уровня жизни людей.

По статистике ОЭСР, цена государственных закупок равна 13% совокупного ВВП стран, входящих в этот альянс. По утверждению исследователей АНО «Инфокультура», выполнивших заказ КГИ, эта сфера деятельности государственных и муниципальных органов «наиболее сильно подвержена мошенническим и коррупционным действиям». Всемирный банк оценивает глобальный объем откатов и нецелевых расходов в 1,3 трлн долл. в год.

Современная модель парт­нерства властных структур с бизнесом в России и мире предполагает участие граждан в наблюдении и принятии активных мер в сфере государственного и муниципального заказа. Перечень российских проектов контроля государственных и муниципальных закупок представлен в таблице. Аналогичные формирования существуют в других странах.

На основе анализа отечественной и мировой практики авторы предлагают разные методы вовлечения неравнодушных россиян в сферу общественного контроля над государственными и муниципальными закупками. Особенно актуально это для местного уровня. Система муниципальных заказов, несмот­ря на малые объемы, наиболее скрытая. Именно поэтому общественный контроль над сис­темой государственных и муниципальных заказов должен начинаться в поселениях, муниципальных районах, внутригородских райо­нах, городских округах.

В масштабах страны предлагается:

  • проводить голосование и сбор подписей граждан;

  • создать Палату гражданских аудиторов;

  • учредить гранты на мониторинг и просвещение.

Если на разных этапах исполнения государственного или муниципального контракта граждане полагают, что подрядчики или чиновники задействованы в коррупционной схеме, они могут оставить свой голос через систему ЕСИА. При сборе от 15 000 голосов на федеральном уровне, 10 000 — в регионе и 5000 — в муниципалитете будущего или настоящего исполнителя контракта должны проверить Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура, контрольно-счетные палаты субъектов Федерации. Во избежание злоупотребления подобным сервисом следует предусмотреть возможность включения особо ретивых граждан в черный список.

Предлагается также создать Палату гражданских аудиторов (ПГА) и наделить ее правом на сверку чеков, актов сдачи-приемки, контрактов и заявок для выявления несоответствий и правонарушений. Формировать палату можно по образу и подобию Общественной палаты РФ — на паритетных началах из представителей от гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления.

С целью стимулирования и просвещения гражданского общества возможно учреждение федеральных и региональных грантов для проектов и некоммерческих организаций, занимающихся общественным контролем государственных и муниципальных закупок. Они позволят привлечь внимание общественности и поддержать неправительственные проекты и организации. Процесс распределения грантов тоже должен быть прозрачным и подвергаться общественным проверкам.

Гранты могут выделяться на контрольные мероприятия — мониторинг, экспертизу. Могут быть также гранты на обучение общественных контролеров азам, необходимым для эффективного осуществления деятельности.

Возможно, предлагаемые меры по открытости бюджетных расходов потребуют корректировки законодательства в сис­теме контрактных отношений. К примеру, членам ПГА, возможно, потребуется разрешение на посещение строи­тельных объектов. Скажем, площадки космодрома «Восточный». Или надо будет установить видеонаблюдение на крупных объектах капитального строительства. Разработка нового законодательства зависит от активности гражданского общества, в том числе деловой аудитории нашего еженедельника.

Перечень российских проектов по контролю за государственными и муниципальными закупками

Проект

Сайт

Год создания

Источник финансирования

Цель

Результаты

За честные закупки

zachestnyezakupki.onf.ru

2013

Государство (де-факто)

Привлечение как можно большего количества людей, заинтересованных в прозрачности и легальности распределения государственных и муниципальных расходов

В 2013—2015 гг. отменено 127 закупок на почти 46 млрд руб., устранено 88 нарушений на 104 млрд руб. Составлена «Серая книга»

Безопасное Отечество

nikakixno.ru

2011

Вступительные и членские взносы; добровольные взносы и пожертвования. Поступления от проводимых в соответствии с уставом организации мероприятий. Доходы от предпринимательской деятельности организации. Другие не запрещенные законом поступления

Вовлечение граждан в процессы укрепления правового, демократического, социально справедливого общества. Содействие развитию и совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок

Приостановлена реализация 1712 госзакупок с нарушениями на сумму более 250 млрд руб. Привлечено к ответственности более 1000 чиновников. Формируется антирейтинг субъектов РФ. Открыта первая школа общественных контролеров в Москве

РОО РОККС

rokks.ostmedia.ru

2014

Вступительные, членские, добровольные взносы и пожертвования. Поступления от проводимых лекций, выставок. Доходы от предпринимательской деятельности организации

Содействие развитию общественного контроля за контрактной системой

В 2014 г. выявлено нарушение в Московской области, подан иск в арбитражный суд. Взыскана упущенная выгода за незаконное отклонение котировочной заявки. В 2015 г. подана жалоба в УФАС г. Москвы на «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» . Выявлены признаки нецелевого использования бюджетных средств Фондом содействия реформированию ЖКХ, и ЗАО нарушения МКУ «Информационно-методический центр» «Домодедово пэссенджер терминал»

Фонд борьбыс коррупцией (РосПил

fbk.info

2011

Граждане, желающие помочь фонду

Ликвидировать коррупцию

За 2013 г. предотвращено нецелевое расходование

1,68 млрд руб. из госказны. В 2014 г. проведено 28 полноценных расследований, пять из них были признаны обоснованными

Законникъ

zakonnik.org

2014

Вступительные, членские, добровольные взносы и пожертвования. Доходы от предпринимательской деятельности организации

Содействие предупреждению и выявлению нарушений, информирование заказчиков, контрольных органов о выявленных недостатках

Сведений нет

Госзатраты

clearspending.ru

2013

КГИ

Система мониторинга бюджетных расходов и сдерживания коррупции

Выявлено 638 322 контракта с неполной или искаженной информацией, 16 387 контрактов с признаками ограничения конкуренции и коррупции

ИСТОЧНИК: АНО «Инфокультура»