Комитет гражданских инициатив (КГИ) представил 11 февраля исследовательскую работу «Общественный контроль государственных и муниципальных расходов». Авторы исследования предлагают ряд возможных решений по вовлечению россиян в сферу разумного расходования бюджетных средств.
Во всем мире применяется такой инструмент выполнения государственных и муниципальных функций, как привлечение частного бизнеса на исполнение заказов органов государственной власти и местного самоуправления. И все страны решают задачу эффективного расходования бюджетных ассигнований на оказание качественных услуг населению и обеспечение высокого уровня жизни людей.
По статистике ОЭСР, цена государственных закупок равна 13% совокупного ВВП стран, входящих в этот альянс. По утверждению исследователей АНО «Инфокультура», выполнивших заказ КГИ, эта сфера деятельности государственных и муниципальных органов «наиболее сильно подвержена мошенническим и коррупционным действиям». Всемирный банк оценивает глобальный объем откатов и нецелевых расходов в 1,3 трлн долл. в год.
Современная модель партнерства властных структур с бизнесом в России и мире предполагает участие граждан в наблюдении и принятии активных мер в сфере государственного и муниципального заказа. Перечень российских проектов контроля государственных и муниципальных закупок представлен в таблице. Аналогичные формирования существуют в других странах.
На основе анализа отечественной и мировой практики авторы предлагают разные методы вовлечения неравнодушных россиян в сферу общественного контроля над государственными и муниципальными закупками. Особенно актуально это для местного уровня. Система муниципальных заказов, несмотря на малые объемы, наиболее скрытая. Именно поэтому общественный контроль над системой государственных и муниципальных заказов должен начинаться в поселениях, муниципальных районах, внутригородских районах, городских округах.
В масштабах страны предлагается:
-
проводить голосование и сбор подписей граждан;
-
создать Палату гражданских аудиторов;
-
учредить гранты на мониторинг и просвещение.
Если на разных этапах исполнения государственного или муниципального контракта граждане полагают, что подрядчики или чиновники задействованы в коррупционной схеме, они могут оставить свой голос через систему ЕСИА. При сборе от 15 000 голосов на федеральном уровне, 10 000 — в регионе и 5000 — в муниципалитете будущего или настоящего исполнителя контракта должны проверить Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура, контрольно-счетные палаты субъектов Федерации. Во избежание злоупотребления подобным сервисом следует предусмотреть возможность включения особо ретивых граждан в черный список.
Предлагается также создать Палату гражданских аудиторов (ПГА) и наделить ее правом на сверку чеков, актов сдачи-приемки, контрактов и заявок для выявления несоответствий и правонарушений. Формировать палату можно по образу и подобию Общественной палаты РФ — на паритетных началах из представителей от гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления.
С целью стимулирования и просвещения гражданского общества возможно учреждение федеральных и региональных грантов для проектов и некоммерческих организаций, занимающихся общественным контролем государственных и муниципальных закупок. Они позволят привлечь внимание общественности и поддержать неправительственные проекты и организации. Процесс распределения грантов тоже должен быть прозрачным и подвергаться общественным проверкам.
Гранты могут выделяться на контрольные мероприятия — мониторинг, экспертизу. Могут быть также гранты на обучение общественных контролеров азам, необходимым для эффективного осуществления деятельности.
Возможно, предлагаемые меры по открытости бюджетных расходов потребуют корректировки законодательства в системе контрактных отношений. К примеру, членам ПГА, возможно, потребуется разрешение на посещение строительных объектов. Скажем, площадки космодрома «Восточный». Или надо будет установить видеонаблюдение на крупных объектах капитального строительства. Разработка нового законодательства зависит от активности гражданского общества, в том числе деловой аудитории нашего еженедельника.
Перечень российских проектов по контролю за государственными и муниципальными закупками
Проект |
Сайт |
Год создания |
Источник финансирования |
Цель |
Результаты |
За честные закупки |
zachestnyezakupki.onf.ru |
2013 |
Государство (де-факто) |
Привлечение как можно большего количества людей, заинтересованных в прозрачности и легальности распределения государственных и муниципальных расходов |
В 2013—2015 гг. отменено 127 закупок на почти 46 млрд руб., устранено 88 нарушений на 104 млрд руб. Составлена «Серая книга» |
Безопасное Отечество |
nikakixno.ru |
2011 |
Вступительные и членские взносы; добровольные взносы и пожертвования. Поступления от проводимых в соответствии с уставом организации мероприятий. Доходы от предпринимательской деятельности организации. Другие не запрещенные законом поступления |
Вовлечение граждан в процессы укрепления правового, демократического, социально справедливого общества. Содействие развитию и совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок |
Приостановлена реализация 1712 госзакупок с нарушениями на сумму более 250 млрд руб. Привлечено к ответственности более 1000 чиновников. Формируется антирейтинг субъектов РФ. Открыта первая школа общественных контролеров в Москве |
РОО РОККС |
rokks.ostmedia.ru |
2014 |
Вступительные, членские, добровольные взносы и пожертвования. Поступления от проводимых лекций, выставок. Доходы от предпринимательской деятельности организации |
Содействие развитию общественного контроля за контрактной системой |
В 2014 г. выявлено нарушение в Московской области, подан иск в арбитражный суд. Взыскана упущенная выгода за незаконное отклонение котировочной заявки. В 2015 г. подана жалоба в УФАС г. Москвы на «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» . Выявлены признаки нецелевого использования бюджетных средств Фондом содействия реформированию ЖКХ, и ЗАО нарушения МКУ «Информационно-методический центр» «Домодедово пэссенджер терминал» |
Фонд борьбыс коррупцией (РосПил |
fbk.info |
2011 |
Граждане, желающие помочь фонду |
Ликвидировать коррупцию |
За 2013 г. предотвращено нецелевое расходование 1,68 млрд руб. из госказны. В 2014 г. проведено 28 полноценных расследований, пять из них были признаны обоснованными |
Законникъ |
zakonnik.org |
2014 |
Вступительные, членские, добровольные взносы и пожертвования. Доходы от предпринимательской деятельности организации |
Содействие предупреждению и выявлению нарушений, информирование заказчиков, контрольных органов о выявленных недостатках |
Сведений нет |
Госзатраты |
clearspending.ru |
2013 |
КГИ |
Система мониторинга бюджетных расходов и сдерживания коррупции |
Выявлено 638 322 контракта с неполной или искаженной информацией, 16 387 контрактов с признаками ограничения конкуренции и коррупции |
ИСТОЧНИК: АНО «Инфокультура»