Индекс предпринимательской уверенности в промышленности в феврале нынешнего года «просел» по сравнению с январем на 1 п.п. и составил –5%. Основным фактором, тормозящим производство, промышленники считают неопределенность экономической ситуации в стране. Экономисты подчеркивают, что в индустрии есть порядка 17% компаний-лидеров, для которых государство как минимум не должно менять условия игры.
Снижение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), который ежемесячно рассчитывает Росстат на основе опроса порядка 3000 руководителей промышленных компаний, в феврале зафиксировано впервые после марта 2015 г. За предыдущие 11 месяцев индекс или стоял на месте, или даже демонстрировал небольшие улучшения на 1 п.п.
Однако делать какие-либо серьезные отрицательные выводы относительно ухудшения основных показателей, характеризующих состояние делового климата в промышленности, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, пока рано. Причиной осторожности в оценках работы отрасли в первые два месяца практически любого года является высокая «праздничная» составляющая января и укороченный февраль. Помимо этого, небольшой всплеск предпринимательского пессимизма в первые два месяца года вызывает (особенно у топ-менеджеров государственных предприятий) традиционная для российской экономики задержка с открытием предусмотренного финансирования.
При оценке финансовой ситуации своих предприятий более оптимистичные отзывы дают руководители компаний, в работе которых присутствует экспортная составляющая. Все-таки девальвационный эффект дает им возможность частично или даже полностью компенсировать внутреннее снижение инвестиционного и потребительского спроса.
В наиболее сложном положении практически по всем основным показателям промышленной деятельности находятся компании и, соответственно, отрасли, которые ориентированы на конечный спрос населения и зависят от высокой доли промежуточного импорта для производства своей продукции.
Среди позитивных трендов ученые «Вышки» отмечают сохранение в феврале по сравнению с предыдущим месяцем среднего уровня загрузки производственных мощностей (63%). При этом мощности в добывающей промышленности были загружены в среднем на 67%, а в обработке — на 62%.
Бизнес стремится уйти от рисков
Основной причиной ухудшения предпринимательских прогнозов на ближайшую перспективу стал галопирующий рост лимитирующего фактора «неопределенность экономической ситуации в стране». Он стал единственным барьером, который продолжает усиливать свое негативное давление на бизнес в первые два месяца текущего года. В феврале об этом сообщил 51% респондентов.
За ним следует фактор «недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны», на который указали 48% руководителей. Далее расположились «недостаток финансовых средств» и «высокий уровень налогообложения» (38 и 35% соответственно).
Аналитики ЦКИ вспоминают, что ровно два года назад, в феврале 2014 г., фактор «неопределенность экономической ситуации в стране» занимал четвертое место в негативном рейтинге — на него ссылался лишь 31% респондентов.
«Фактор неопределенности резко снижает инвестиционную и модернизационную активность предпринимателей, особенно представляющих частный бизнес, — подчеркивает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — В отличие от государственных менеджеров, частный предприниматель рискует не только потерей работы, но и потерей своего капитала, вложенного в бизнес. В период неопределенности, а надо заметить, что помимо ее экономической составляющей в последнее время наблюдается и повышенная геополитическая турбулентность, частный бизнес стремится уйти от рисков».
В условиях стагнации экономики одной из главных задач, стоящих перед предпринимателями, становится сокращение производственных издержек. Поэтому неудивительно, что результаты опросов показывают уже год-полтора не критичное, но постоянное сокращение занятости на крупных и средних промышленных предприятиях. Причем данный процесс несколько интенсифицировался в конце прошлого года.
«Первый эшелон» удерживает промышленность от рецессии
Несмотря на достаточно сложную ситуацию в промышленности, оценки «директорского корпуса» показывают, что в отрасли сегодня функционирует порядка 15—17% относительно благополучных предприятий, находящихся в фазе экономического роста. Конечно, большинство таких компаний являются участниками государственных бонусных программ или в различной мере аффилированы с государством. Хотя успешные предприятия, безусловно, есть и среди представителей частного бизнеса.
Как правило, это достаточно рентабельные и конкурентоспособные компании, имеющие хорошую финансовую и ресурсную базу, позволяющую брать кредитные средства на развитие производства. Обычно они отличаются высокой производительностью труда и располагают необходимым квалифицированным кадровым потенциалом. Многие из них ведут активную внешнеэкономическую деятельность и используют для своего развития инновационные и инвестиционные механизмы.
Экономисты «Вышки» отмечают, что предприятия данной категории можно найти практически в любом виде промышленной деятельности. Причем именно эти компании «первого эшелона» сейчас удерживают отрасль от полного сползания в рецессию.
На противоположном конце рейтинга компаний промышленности располагаются аутсайдеры, составляющие 20—22% от общей совокупности. Эти предприятия давно находятся в состоянии рецессии, балансируя на грани банкротства.
В середине рейтинга находится наиболее многочисленная часть предприятий (примерно 60—65%), которые в настоящее время функционируют в рамках стагнационного сценария. К ним относятся компании, располагающие меньшим объемом разного рода ресурсов, особенно финансовых, по сравнению с «первым эшелоном», живущие в основном сегодняшним днем. Для большинства из них риски применения интенсивных факторов роста являются чрезмерными из-за высокой степени зависимости от изменений внешней и внутренней отраслевой конъюнктуры (особенно спросовой и ценовой).
Сегодня необходимо, по мнению Г. Остапковича, как минимум не мешать «первому эшелону», минимизировав введение новых правил игры (налоговых, таможенных, валютных и пр.) Нужно ослабить кредитное давление на инвестиционную и инновационную составляющие этих предприятий, которое может осложнить их функционирование на промышленном рынке.
Кроме того, целесообразно точечно идентифицировать лидеров «второго эшелона» и создать им условия для перехода в первую группу. Данный маневр может в краткие сроки, до наступления эффекта от решения базовых проблем экономики, повлиять на ускорение роста промышленного производства в целом.