Сразу два значимых мероприятия, на которых обсуждались пути сокращения давления государства на бизнес, прошли на днях в столице. Участники Недели российского бизнеса дискутировали о реформировании государственного контроля и надзора. Члены рабочей группы по мониторингу правоприменения в сфере предпринимательства при Президенте РФ рассматривали возможности защиты бизнесменов от уголовных преследований.
Предприниматели, по словам президента РСПП Александра Шохина, часто выражают недовольство избыточными требованиями контрольно-надзорных органов. «Наш опрос показал, что главный недостаток в работе контрольно-надзорных органов при проведении проверок (так ответили 46% респондентов) — требование избыточного числа документов, — подчеркнул глава РСПП. — Во многом это происходит из-за несовершенства системы требований, соблюдение которых подлежит оценке контрольно-надзорными органами. Поэтому формирование перечня обязательных требований по каждому виду контроля и их актуализация должны стать одним из приоритетных направлений работы».
Работа над проектом федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» будет завершена до 1 июня нынешнего года, а затем он будет внесен в Государственную Думу. Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов напомнил, что законопроект планировали внести в парламент еще в 2015 г., но у бизнес-сообщества было много замечаний к документу.
Предприниматели и независимые эксперты считают, что элементы репрессивного характера в законопроекте все еще сохраняются, прописанные в нем цели пока достаточно декларативны, а понятие общественно значимых результатов недостаточно раскрыто.
Главным принципом содержания закона должен быть: контролер — консультант, а проверка — подарок. Сегодня по незначительным правонарушениям у органов контроля, по оценке лидера «ОПОРЫ России» Александра Калинина, есть два варианта поведения — выписать штраф либо сделать предупреждение. Сейчас чиновники опасаются, что их обвинят в коррупции и практически всегда выписывают штрафы. Нужно, чтобы контролер приходил как консультант: выписывал предписание, давал время на устранение — два месяца, и, если только это не было выполнено, тогда уже принимались меры другого порядка, в частности штраф.
Еще более уязвимыми являются предприниматели для необоснованных уголовных преследований.
«В уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве есть немало очевидных пробелов, которые создают возможности для злоупотреблений, — отметил на заседании рабочей комиссии по мониторингу правоприменительной практики в сфере предпринимательства глава Администрации Президента Сергей Иванов.
Он предложил внести корректировки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые ограничат срок, в течение которого имущество и документы, арестованные в ходе расследования, могут находиться у силовых органов.
Кроме того, участники заседания высказались за увеличение минимальных пороговых значений размеров причиненного ущерба, которые служат основанием для определения крупного и особо крупного преступления.
Члены рабочей комиссии также обсудили такую острую тему, как формы ответственности предпринимателей за совершенные преступления. «Нельзя, конечно, руководствоваться целью — обязательно наказать, упрятать за решетку, посадить. Если предприниматель впервые совершил правонарушение, добровольно, подчеркиваю, добровольно возместил ущерб всем без исключения пострадавшим, то есть веские основания освободить его от уголовного наказания, — подчеркнул С. Иванов. — То есть если он впервые, если он добровольно полностью возместил ущерб всем, а иногда это сотни людей или юридических лиц, то тогда можно ставить вопрос об освобождении от уголовного наказания. Такой подход, кстати, и сейчас применяется в налоговой сфере. Считаем целесообразным распространить это правило и на экономические правонарушения».
Если контролер, по мнению предпринимательского сообщества, может стать консультантом, а проверка — подарком, то следователи (при развитии событий в том же духе) могут стать лучшими друзьями бизнесменов, понимающими их слабости и способные их простить. Излишне радужная картина, конечно, но помечтать всегда так приятно.