С 1 января 2016 г. для отдельных категорий налогоплательщиков изменился порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций. В письме от 14.03.2016 № СД-4-3/4129@ специалисты ФНС России разъяснили, какие исправления необходимо внести организации в декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2015 г.
В чем заключается проблема
Организации, средняя выручка которых за предыдущие четыре квартала не превышает установленный п. 3 ст. 286 НК РФ предел, уплачивают только авансовые платежи по итогам отчетного периода. До 1 января 2016 г. этот предел составлял 10 млн руб. за квартал. Федеральным законом от 08.07.2015 № 150-ФЗ в п. 3 ст. 286 НК РФ были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2016 г. предел выручки увеличен до 15 млн руб.
Из-за этого сложилась следующая ситуация. Организации, у которых средняя выручка за предыдущие четыре квартала составляла от 10 до 15 млн руб., в 2015 г. уплачивали ежемесячные авансы внутри квартала. В декларации за девять месяцев 2015 г. они указали размер ежемесячных авансов, подлежащих уплате в I квартале 2016 г. по срокам до 28 января, 29 февраля и 28 марта.
С 1 января 2016 г. данная категория налогоплательщиков не должна уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала. Однако указанные в декларации за девять месяцев 2015 г. ежемесячные авансовые платежи на I квартал 2016 г. были учтены налоговиками в информационном ресурсе «Камеральные налоговые проверки» и перенесены в карточку расчетов с бюджетом по соответствующим срокам уплаты (раздел VI Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК‑7-1/9@). В результате за налогоплательщиком в налоговой инспекции числится долг в размере ежемесячных авансов.
В комментируемом письме налоговики рассказали, как исправить создавшуюся ситуацию.
Действия налогоплательщиков
Организации, у которых средняя выручка за предыдущие четыре квартала составляет от 10 до 15 млн руб., отразившие в налоговой декларации за девять месяцев 2015 г. суммы ежемесячных авансов на I квартал 2016 г., вправе подать уточненную декларацию за девять месяцев 2015 г. В ней нужно:
-
в подразделе 1.2 Раздела 1 с кодом «21» (I квартал) в строках 120—140 и 220—240 указать нули;
-
в Листе 02 по строкам 320—340 поставить прочерки;
-
если организация имеет обособленные подразделения, прочерки также нужно проставить по строкам 121 Приложений № 5 к Листу 02.
По результатам камеральной проверки такой уточненной декларации налоговики снимут начисления ежемесячных авансов за I квартал 2016 г. в карточке расчетов с бюджетом. И если организация уже заплатила авансовые платежи за январь и февраль, эти суммы будут образовывать переплату, которая зачтется в счет уплаты авансового платежа по итогам I квартала 2016 г.
Действия налоговиков
Независимо от подачи уточненных деклараций налогоплательщиками налоговые органы при получении налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2015 г. будут самостоятельно выявлять организации, у которых средняя выручка за предыдущие четыре квартала составляет от 10 до 15 млн руб.
Проверять размер средней выручки они будут по формуле:
[стр. 010 Листа 02 с кодами «1», «2», «3», «4» по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)» + стр. 010 Листа 05 с кодами «1», «2», «3» по реквизиту «Вид операции» + (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040 + стр. 050) Листа 06] : 4
Далее налоговики проверят у выявленных организаций декларации (уточненные декларации) за девять месяцев 2015 г. на предмет отражения в них ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2016 г. (строки подраздела 1.2 Раздела 1, строки 320—340 Листа 02 и строки 121 Приложений № 5 к Листу 02).
Если ежемесячные авансы на I квартал 2016 г. указаны в декларации за девять месяцев 2015 г. и внесены в карточку расчетов с бюджетом по соответствующим срокам уплаты, подразделение, осуществлявшее проверку декларации за 2015 г., формирует служебную записку о необходимости сложения указанных сумм в соответствующем разделе информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» и последующего автоматического отображения в карточке расчетов с бюджетом. То есть налоговики покажут общую сумму ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2016 г. в разделе IV информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» как выявленные факты неправильного отражения показателей в декларации (п. 5.7 Единых требований к формированию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки», утвержденных приказом МНС России от 17.11.2003 № БГ‑3-06/627@). И на этом основании исключат эти суммы из карточки расчетов с бюджетом.
В пятидневный срок со дня сложения ежемесячных авансов налоговый орган высылает в адрес налогоплательщика сообщение по форме, приведенной в приложении к комментируемому письму. В нем налоговики информируют налогоплательщика о том, что:
1) у него отсутствует обязанность начислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи в I квартале 2016 г.;
2) в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2016 г. по строкам 210, 220, 230 Листа 02 и по строкам 080 Приложений № 5 к Листу 02 налогоплательщик должен проставить прочерки.
Если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, налоговый орган в этот же срок направляет в инспекции по месту их нахождения информационное сообщение об изменении с 1 января 2016 г. порядка уплаты налогоплательщиком авансовых платежей налога на прибыль организаций. В этом сообщении указывается, что в карточках расчетов с бюджетом ежемесячные авансовые платежи на I квартал 2016 г. по такому налогоплательщику не начисляются.
При получении информационного сообщения налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений также формируют служебные записки о необходимости сложения исчисленных ежемесячных авансов на I квартал 2016 г. в информационном ресурсе «Камеральные налоговые проверки» и исключают ежемесячные авансы из карточки расчетов с бюджетом.