Правопреемник не может получить компенсацию за судебную волокиту и длительное исполнение судебного акта, поскольку право на такую компенсацию нельзя передать другим лицам: например, в случае заключения договора переуступки или реорганизации юрлица. Это и другие разъяснения Пленум ВС РФ включил в свое новое постановление от 29.03.2016 № 11.
Верховный суд РФ опубликовал новые разъяснения, касающиеся получения компенсации за нарушение права на судопроизводство и исполнение судебных актов в разумный срок. Речь идет о постановлении Пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 11). Оно заменило совместное постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 № 30/64 с идентичным названием, которое теперь признано утратившим силу.
В постановлении Пленума ВС РФ № 11, как и в прежнем его варианте, разъясняются общие вопросы получения компенсации в случае длительного рассмотрения дела или исполнения решения суда, состав лиц, которые могут претендовать на такую компенсацию, а также некоторые процессуальные моменты: порядок подачи заявления, ускорение рассмотрения дела и другие. В нем указано, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок является мерой ответственности государства. Ее цель — возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения срока, предоставленного на рассмотрение дела, и исполнение решения суда, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
При этом в постановление Пленума ВС РФ № 11 включены и абсолютно новые разъяснения. Так, ВС РФ указал, что право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство и исполнение судебных актов в разумный срок неотчуждаемо. Это означает, что переуступить его другому лицу нельзя. Такое ограничение связано с необходимостью пресечь деятельность коллекторов, которые подают требования о компенсации, несмотря на то что никаких «страданий» лично они не понесли. Право на компенсацию имеет только лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве, или лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ. Хотя в прежней редакции разъяснений в случае смерти гражданина или реорганизации юридического лица, обратившихся с заявлением о присуждении компенсации, замена правопреемниками разрешалась. Теперь ВС РФ такое правопреемство решил не допускать.
Если лицо получило компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или исполнение судебных актов в разумный срок, то оно уже не может претендовать на получение компенсации морального вреда за такое же нарушение со стороны судов или органов власти. Это связано как раз с тем, что данное лицо уже получило компенсацию за свои «страдания» (причиненный неимущественный вред), вызванные неопределенностью в защите его прав. Что касается размера компенсации, то суды, как и раньше, должны руководствоваться индивидуальным подходом в каждом конкретном случае. При определении размера присуждаемой компенсации рекомендуется принимать во внимание решения Европейского суда по правам человека, в том числе принятые в отношении размера присуждаемых компенсаций за аналогичные нарушения.
Кроме того, ВС РФ разъяснил, когда суд вправе вынести решение об отказе в удовлетворении заявления о компенсации. Это, например, ситуации, когда к нарушению разумного срока судебного разбирательства привели действия самого заявителя. Во-первых, если он злоупотреблял своими правами, в частности, сам уклонялся от получения судебных извещений, в результате чего судебное разбирательство затянулось. Во-вторых, если он не исполнял свои процессуальные обязанности. Например, нарушал установленный в судебном заседании порядок, и поэтому суду приходилось откладывать заседания: ругался, оскорблял других участников и т.д.
Также высшая судебная инстанция обратила внимание на то, что для участия в деле о компенсации заявителю или его представителю необязательно иметь высшее юридическое образование. В связи с этим отсутствие у лица, подающего заявление о компенсации, высшего юридического образования не является основанием для оставления такого заявления без движения.