При составлении плана проверок госорганы скоро начнут применять риск-ориентированный подход. Это означает, что периодичность плановых проверок будет зависеть от того, насколько опасна деятельность компании или индивидуального предпринимателя для окружающих.
До 15 апреля 2016 г. запланировано публичное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)», подготовленного Минэкономразвития России (проект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов под ID 02/07/11-15/00042282). Цель документа — начать применять риск-ориентированный подход при составлении контрольно-надзорными органами плана проверок. Дело в том, что еще в прошлом году были приняты поправки в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми был введен риск-ориентированный подход для организации плановых проверок. Но конкретные правила применения этого подхода и отнесения организаций и предпринимателей к определенным классам риска и критериям опасности, а также перечень государственных органов, которые смогут применять риск-ориентированный подход, должно было утвердить Правительство РФ. Предполагается, что применение риск-ориентированного подхода позволит отказаться от сплошных проверок всех организаций и сосредоточиться на тех из них, чья деятельность наиболее опасна для общества.
В проекте постановления сказано, что риск-ориентированный подход будет применяться при осуществлении только четырех видов надзора: пожарного, санитарно-эпидемиологического, а также в сфере связи и за соблюдением трудового законодательства. При этом устанавливаются шесть категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий) и шесть классов опасности (1—6 классы). От того, к каким категории риска и классу опасности причислят компанию или индивидуального предпринимателя (а точнее, принадлежащие им объекты), будет зависеть периодичность проведения в отношении них плановых проверок. Так, чаще всех (но в любом случае не более чем один раз в год) планово будут проверять компании и индивидуальных предпринимателей, для которых установлен чрезвычайно высокий риск. Например, к чрезвычайно высокому риску в целях санитарно-эпидемиологического надзора отнесены: учреждения, обеспечивающие ежегодный отдых детей (более 500 детей в смену), организации, обеспечивающие организацию питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, организации, осуществляющие холодное (горячее) водоснабжение (водоотведение), обслуживающие более 100 000 человек из поверхностных источников, а также обслуживающие более 10 000 человек из подземных источников, и некоторые другие. При этом в планы проверок вовсе не будут включать организации и индивидуальных предпринимателей с низким критерием опасности. Это, к примеру, для целей санитарно-эпидемиологического надзора объекты торговли непродовольственными товарами. В отношении таких объектов плановые проверки проводиться не будут.
Периодичность проведения плановых проверок в зависимости от класса риска и критерия опасности можно будет посмотреть в положениях о соответствующем государственном надзоре (Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, и др.). То есть каждый контрольно-надзорный орган будет составлять планы проверок с учетом сроков, указанных в положении об осуществлении им надзора. Например, в целях санитарно-эпидемиологического надзора предприятия по производству продуктов питания числом потенциальных потребителей более 20 000 человек в год будут отнесены к высокому риску, плановые проверки в отношении таких предприятий будут проводиться один раз в два года. А предприятия, отнесенные к умеренному риску (салоны красоты, химчистки и другие), смогут проверять в плановом режиме не чаще чем один раз в семь лет.
Чтобы узнать, к какому классу риска и критерию опасности относится компания или индивидуальный предприниматель, нужно подать заявление в соответствующий орган государственного контроля (надзора). Информацию об этом орган государственного контроля (надзора) должен будет предоставить в течение 15 рабочих дней. Если объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска, 1, 2, 3-му классам опасности, то орган государственного контроля (надзора) должен разместить об этом информацию на своем официальном сайте (если иной порядок не установлен положением о виде государственного контроля).
Если организация или индивидуальный предприниматель не согласны с классом и критерием опасности, то можно потребовать их изменить. Для этого придется подать заявление об изменении категории риска, класса опасности объекта государственного контроля по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Такое заявление рассматривается в течение 30 рабочих дней. По итогам его рассмотрения принимается решение об изменении или сохранении категории риска. Если организация или индивидуальный предприниматель не согласны с таким решением, то его можно обжаловать в административном и (или) судебном порядке.
При наличии у организации или индивидуального предпринимателя нескольких объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к разным категориям риска, классам опасности, проведение плановых проверок этих объектов государственного надзора осуществляется с периодичностью, установленной для категории риска, класса опасности, к которым они отнесены.