В письме от 25.03.2016 № 03-03-06/1/16801 Минфин России рассказал, как осуществляется списание безнадежной дебиторской задолженности, выраженной в у. е., которая возникла до 1 января 2015 г. и после этой даты. Подробности — в нашем комментарии.
С 1 января 2015 г. изменился порядок учета разниц, появляющихся при пересчете обязательств и требований, стоимость которых выражена в у. е. До этой даты, если у компании имелась дебиторская задолженность в у. е., при ее пересчете в рубли возникали суммовые разницы. Они образовывались, если сумма задолженности, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу у. е. на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), не соответствовала фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях. То есть она перечитывалась в рубли один раз — на момент формирования дебиторской задолженности и по этой стоимости числилась в учете. Никакие последующие переоценки в отношении нее не проводились. Вторая переоценка происходила при поступлении денежных средств в погашение задолженности. А возникающая при этом суммовая разница относилась на внереализационные доходы или расходы (п. 7 ст. 271, п. 9 ст. 272 НК РФ).
С 1 января 2015 г. согласно внесенным Федеральным законом от 20.04.2014 № 81-ФЗ изменениям в НК РФ понятие суммовых разниц из главы 25 НК РФ было исключено. Теперь по задолженности в у. е. возникают не суммовые, а курсовые разницы. В соответствии с п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ задолженность в у. е. пересчитывается в рубли на момент ее возникновения, а также ежемесячно на последнее число месяца и на дату ее погашения. Возникающие при этом положительные и отрицательные курсовые разницы учитываются соответственно в составе внереализационных доходов или расходов (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Но такой порядок распространяется только на задолженность, образовавшуюся после 1 января 2015 г. Если задолженность возникла по сделке, заключенной до 1 января 2015 г., к ней продолжает применяться прежний порядок (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ).
Предположим у компании есть дебиторская задолженность, выраженная в у. е., которая возникла до 1 января 2015 г. Она признана безнадежной и подлежит списанию в состав внереализационных расходов. Возникает вопрос: нужно ли пересчитывать задолженность в рубли по курсу у. е. на дату признания ее безнадежной и будет ли при этом возникать суммовая разница?
Налоговики разъяснили, что если задолженность признана безнадежной, денежные средства в ее погашение не поступали. Соответственно, доходы (расходы) в виде суммовой разницы не возникают, и указанная безнадежная задолженность списывается в расходы в сумме, по которой она числилась в учете.
А вот если безнадежной стала задолженность по сделке, заключенной после 1 января 2015 г., при ее списании в расходы она подлежит пересчету в рубли на дату признания ее безнадежной. Возникшая при этом курсовая разница относится к внереализационным доходам (расходам) того периода, в котором произошло включение долга в состав расходов.