ЦБ РФ назвал признаки, при установлении которых банкам рекомендовано отказывать клиентам в проведении операций по счетам, в том числе через интернет-банкинг, а также указал, что нужно предпринять компании, если она попала под эти признаки, но осуществляет реальную и законную деятельность.
Банк России утвердил Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (от 13.04.2016 № 10-МР). В них он перечислил признаки компаний и совершенных ими операций, которые являются подозрительными и при выявлении которых банкам рекомендовано отказывать в совершении операций, в том числе через интернет-банкинг. Речь идет о случаях, когда банк обнаруживает счета, которые не использовались (в среднем три месяца) или использовались в незначительных объемах, а впоследствии клиент начал их активно использовать. При этом совершаемые операции имеют запутанный или необычный характер, не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, могут совершаться для вывода капитала из РФ, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей, операций, отвечающих признакам транзитных операций, указанным в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов». Также Банк России обратил внимание на то, что до начала активного использования таких банковских счетов операции по ним, как правило, характеризуются совокупностью следующих признаков:
-
списание денег с банковского счета не превышает 3 млн руб. в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
-
операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
-
уплата налогов или других обязательных платежей с банковского счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер НДФЛ, уплачиваемого с заработной платы работников клиента, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы.
Как правило, владельцы таких счетов характеризуются следующими признаками: у них минимальный уставный капитал (или уставный капитал незначительно превышает минимальный), адрес массовой регистрации, а учредитель, директор и главный бухгалтер являются одним лицом.
Возобновить или начать обслуживание клиента Банк России рекомендовал при условии личного обращения генерального директора, а также представления клиентом объяснений о причинах начала активного использования счета, подтверждаемых соответствующими договорами и иными документами. Кроме того, банки продолжат сотрудничество в случае обновления сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, включая некоторые другие сведения, а также рассмотрения вопроса о запросе у клиента документов с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум за последний отчетный период, документов (в том числе в виде выписок с банковских счетов, открытых клиенту в других кредитных организациях), подтверждающих исполнение клиентом своей обязанности по уплате налогов или других обязательных платежей, оплату коммунальных услуг, арендных платежей за недвижимое имущество и иных платежей, связанных с деятельностью клиента, и анализа представленных клиентом документов.
Таким образом, если банку покажутся подозрительными операции после длительного неиспользования или нерегулярного использования счета, то он вправе принять меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиента, то есть запросить соответствующие документы и объяснения. При непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также если в результате анализа представленных документов и информации у банка возникают подозрения, что клиент совершает операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк откажет в выполнении распоряжения клиента о совершении операций.