К законопроекту по поводу отношений между ретейлерами и поставщиками подготовлены правительственные поправки. Разработчику явно пришлось поискать компромисс между крупными торговыми сетями, поставщиками и потребителями.
Еще в 2015 г. в Госдуму был внесен законопроект № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности». В нем предлагалось кардинально изменить порядок работы торговых сетей с поставщиками продовольственных товаров, в том числе снизить максимально возможный размер вознаграждения, выплачиваемый поставщиками ретейлерам, а также сократить отсрочку платежей поставщикам. Госдума приняла этот законопроект в первом чтении еще 19 мая 2015 г., но с оговоркой о необходимости внести поправки. Изменения обсуждались практически целый год. Крупные торговые сети представили свои доводы по поводу законопроекта, которые сводились к тому, что документ слишком сильно ужесточает положения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) в отношении ретейлеров, что в конечном счете приведет к повышению цен на продукты. Правительству РФ пришлось пойти им навстречу и в некоторых случаях согласиться с предложениями торговых сетей.
Самые жаркие споры разгорелись по поводу увеличения максимального вознаграждения, которое поставщики продовольственных товаров выплачивают торговым сетям. Сейчас размер такого вознаграждения ограничен 10% (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле). Разработчики первоначального текста законопроекта № 704631-6 указывали на необходимость снижения этого порога до 3%. А именно предлагалось установить, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого ретейлерам, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров по договору возмездного оказания услуг не может превышать 3% от цены приобретенных продовольственных товаров. Теперь же Правительство РФ предлагает увеличить этот размер до 5%, то есть торговые сети смогут требовать от поставщиков максимум 5% от цены продовольственных товаров. При расчете размера вознаграждения не будет учитываться налог на добавленную стоимость, предъявляемый поставщиком к оплате ретейлеру в связи с приобретением товаров.
Помимо этого Правительство РФ решило вопрос о сокращении отсрочки платежей поставщикам. Так, предлагается установить, что продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее десяти дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня приемки таких товаров торговой сетью (в первоначальном варианте проекта устанавливалось пять рабочих дней). Если на продовольственные товары срок годности установлен от десяти до 30 дней включительно, то они подлежат оплате в срок не позднее чем 25 календарных дней со дня их приемки (в первоначальном варианте — 20 календарных дней). А за продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также за российскую алкогольную продукцию плата должна поступать в срок не позднее чем 40 календарных дней (в первоначальном варианте — 35 календарных дней). Сейчас торговые сети могут платить поставщикам еще позже: так, за продукты со сроком годности до десяти дней плата производится не позднее десяти рабочих дней, со сроком годности от десяти до 30 дней — не позднее 30 календарных дней, а сроком годности свыше 30 дней и российского алкоголя — 45 календарных дней.
Одновременно решено уточнить обязанности торговых сетей и поставщиков по поводу предоставления сведений о порядке отбора контрагентов.
Сейчас в Законе о торговле предусмотрено, что торговые сети и поставщики, продающие продукты торговым сетям, обязаны публиковать на своих сайтах информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора либо предоставлять эту информацию безвозмездно по запросу в течение 14 календарных дней. Правительство РФ предлагает оставить только обязанность публиковать эту информацию на сайте и исключить альтернативную обязанность.
Также предлагается запретить включение в договор поставки условий о совершении торговой сетью в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке товаров, иных подобных услуг, а равно исполнение такого договора в соответствующей части. При заключении договора поставки продовольственных товаров не допускается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению продовольственных товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров. В первоначальном варианте тоже предлагалось подобное условие, но в нем речь шла только о запрете включать условия об услугах по продвижению товаров. А в новом варианте в перечень запрещенных условий попали еще и услуги по подготовке, обработке и упаковке товаров.
С размерами штрафов за нарушение антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности Правительство РФ согласилось, но решило исключить в качестве наказания для должностных лиц дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года (за исключением случаев повторного нарушения). Например, за навязывание запрещенных договорных условий штраф для должностных лиц по-прежнему будет составлять от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 2,5 млн до 5 млн руб. (такое наказание предусмотрено и сейчас в ст. 14.40 КоАП РФ).
Еще один компромисс, на который пошло Правительство РФ, касается сроков вступления в силу поправок Закона о торговле. Изначально планировалось, что изменения вступят в силу через 180 дней после их официального опубликования. В новой редакции поправок этот срок остался, но из него сделано исключение. Так, поправки по поводу установления максимального процента вознаграждений в размере 5%, а также об административной ответственности за нарушение этого требования вступят в силу только через год после официального опубликования.