Президент РФ предложил предусмотреть уголовную ответственность за посредничество, а также обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Соответствующие поправки депутаты Госдумы начнут рассматривать уже в июне 2016 г.
В Госдуму внесен законопроект № 1079243-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» с поправками по поводу уголовной ответственности за коммерческий подкуп и взяточничество. Принятие этих изменений связано с необходимостью выполнения Россией международно-правовых обязательств, а именно ст. 1 Конвенции ОЭСР «По борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок». В ней сказано, что каждое государство-участник принимает меры для признания уголовно наказуемым деянием умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки.
Так, Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новой ст. 204.1, устанавливающей уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Посредничеством будет считаться непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (то есть незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего или получающего его, либо иное способствование этим лицам в достижении и реализации соглашения между ними о передаче и получении вознаграждения. То есть речь идет о ситуации, когда передаются деньги, ценные бумаги, иное имущество, либо оказываются услуги неимущественного характера, либо предоставляются иные имущественные права не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в коммерческом подкупе дифференцируется в зависимости от размера предмета подкупа (значительный, крупный или особо крупный размер). Так, за посредничество в коммерческом подкупе в значительном размере (это от 25 000 руб.) предусматривается штраф до 400 000 руб., или взыскание зарплаты либо иного дохода за шесть месяцев, или от пятикратной до 20-кратной суммы коммерческого подкупа, или ограничение свободы, или исправительные работы, или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом или без него. За посредничество в коммерческом подкупе в крупном размере (более 150 000 руб.), а также в особо крупном размере (более 1 млн руб.) предусмотрены еще более жесткие наказания.
Обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе тоже не останется без наказания. За такое преступление предлагается установить штраф до 1 млн руб. либо другие наказания вплоть до лишения свободы до четырех лет (причем независимо от суммы коммерческого подкупа).
Отдельно может появиться ст. 204.2 УК РФ о мелком коммерческом подкупе, то есть когда сумма подкупа составляет менее 10 000 руб. За это преступление предлагается предусмотреть более мягкое наказание, чем за коммерческий подкуп, когда передаются крупные суммы. За мелкий коммерческий подкуп предусматривается наказание в виде штрафа до 150 000 руб. или взыскания зарплаты либо иного дохода за три месяца, или обязательных работ до 200 часов, или исправительных работ, или ограничения свободы на срок до одного года. Избежать наказания за такое преступление можно будет, если совершившее его лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и при наличии одного из этих условий: либо в отношении него имелось вымогательство, либо оно само добровольно сообщило о совершении мелкого коммерческого подкупа.