Аналитический центр при Правительстве РФ выпустил третий по счету ежегодный доклад о состоянии конкурентной среды. Около половины респондентов (51%) назвали конкуренцию на российских рынках умеренной, что сопоставимо с результатами опроса 2015 г. (53%) и существенно ниже показателя 2014 г. (73%). При этом вновь увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе говорит о ее отсутствии, — в 2016 г. таких оказалось 24 против 21% в 2015 г. и 5% в 2014-м.
Материал подготовлен на основе результатов опроса, проведенного Аналитическим центром и ТПП России в январе — феврале текущего года. В опросе приняли участие 1500 компаний из 84 субъектов РФ. Около 80% опрошенных представляли малый бизнес. 2/3 респондентов — собственный бизнес, возраст которого более пяти лет.
Эксперты констатируют, что наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в пищевой промышленности, сфере ИТ-технологий, производстве стройматериалов и неметаллических изделий. Наиболее слабая конкуренция — в деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и топливно-энергетическом комплексе.
Сокращение числа конкурентов отметили 24% опрошенных. Респонденты связывают это с уходом с рынков российских компаний (42%). При этом 41% указал на наличие антиконкурентных действий со стороны органов власти, а 32% — на негативное влияние изменений нормативно-правовой базы. Уход иностранных конкурентов с рынков был отмечен представителями транспортного машиностроения (100%), химической промышленности (71%), производителей электронного и оптического оборудования (64%) и машиностроения (43%).
Ключевыми проблемами ведения предпринимательской деятельности, по мнению 56% опрошенных, остаются барьеры доступа к финансовым ресурсам, включая высокую стоимость кредитных ресурсов.
Бизнес сохраняет активность в расширении своей деятельности. Как показал опрос, для освоения новых географических и продуктовых рынков российскому бизнесу не хватает финансовых средств, мешают высокие начальные издержки для организации бизнеса и насыщенность рынков сбыта.
Представители всех видов экономической деятельности стремятся к повышению конкурентоспособности своей продукции. 97% опрошенных в течение последних трех лет использовали как минимум один способ повышения конкурентоспособности своей продукции, 79% — как минимум два способа и лишь 3% заявили, что не предпринимали никаких действий в этом направлении.