Компания оплатила взносы в Пенсионный фонд на основании закона, который Конституционный суд РФ впоследствии признал неконституционным. Но ВС РФ в Определении от 23.05.2016 № 305-ЭС15-6820 по делу № А40-138312/2014 отказался взыскать излишне уплаченные взносы в качестве убытков, поскольку Конституционный суд РФ указал, что возврату эти суммы не подлежат.
Суть дела
Авиакомпании пришлось судиться с Пенсионным фондом РФ по поводу возврата взносов, уплаченных на основании закона, который впоследствии был признан неконституционным. Дело в том, что авиакомпании обязаны выплачивать взносы на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей» (далее — Закон № 155-ФЗ). В декабре 2010 г. появился Федеральный закон от 23.12.2010 № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации“» (далее — Закон № 360-ФЗ), которым для авиакомпаний отменили лимит базы для начисления страховых взносов, в результате чего размер уплачиваемых взносов для всех российских авиакомпаний значительно увеличился. Причем несмотря на то, что Закон № 360-ФЗ вступил в силу 27 декабря 2010 г., его положения распространялись в том числе на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. По сути, новые требования необходимо было применить задним числом. Авиакомпании пришлось пересчитать сумму взносов и оплатить ее в повышенном размере в соответствии с новым Законом № 360-ФЗ. В итоге общая сумма взносов за 2010 г. увеличилась до 36 млн руб. (вместо 9 млн руб., уплаченных за 2010 г. изначально).
Впоследствии Конституционный суд РФ признал Закон № 360-ФЗ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придает обратную силу правилам определения базы для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (постановление КС РФ от 17.06.2013 № 13-П, далее — постановление № 13-П). Согласно постановлению ч. 2 ст. 4 Закона № 155-ФЗ в редакции Закона № 360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу постановления № 13-П не подлежит применению при определении базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 г. В связи с этим авиакомпания обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов (более 26 млн руб.). Однако Пенсионный фонд отказался возвращать эту сумму. В итоге авиакомпания подала в суд иск о взыскании ущерба в размере излишне уплаченной суммы взносов.
Судебное разбирательство
Суды трех инстанций удовлетворили требования авиакомпании. Они ссылались на постановление № 13-П, в котором КС РФ признал неконституционность Закона № 360-ФЗ. Также они отметили, что Конституционный суд РФ определил специальный порядок исполнения своего решения «в целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и необходимостью защиты социальных прав граждан». В частности, в постановлении № 13-П указано, что денежные средства, за счет которых членам летных экипажей выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные за 2010 г., в том числе на основании судебных решений, до вступления постановления № 13-П в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат.
Из этого суды трех инстанций сделали вывод, что Конституционный суд РФ признал неправомерным увеличение суммы взносов за 2010 г., подлежащих плате всеми российскими авиакомпаниями. Но одновременно суды отметили, что авиакомпания как организация, уже уплатившая взносы за 2010 г., была лишена возможности использовать специальный порядок, предусмотренный в постановлении № 13-П. При этом Конституционный суд РФ, признавая нарушенными неконституционным законом права плательщиков взносов, не ограничил авиакомпании в выборе иных способов защиты прав.
В результате принятия Закона № 360-ФЗ авиакомпания дополнительно оплатила 26 млн руб. взносов, которые не подлежали бы уплате в случае, если бы действие этого закона не было бы распространено на отношения по уплате взносов с 1 января 2010 г.
На этом основании суды трех инстанций решили, что поскольку спорная сумма не может быть возвращена из бюджета Пенсионного фонда в общем порядке, на что указал Конституционный суд РФ, то авиакомпания, будучи не ограниченной в выборе способов защиты своих нарушенных прав в качестве плательщика взносов, вправе требовать возмещения вреда с РФ в лице ее финансового органа. Возможность возмещения вреда, причиненного принятием нормативного акта, подтверждена п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами».
Позиция ВС РФ
Минфин России обратился в ВС РФ с жалобой на решение нижестоящих инстанций, аргументируя тем, что внесенные до вступления в силу постановления № 13-П страховые взносы не относятся к убыткам и рассматриваются в качестве излишне выплаченных сумм, которые возврату либо зачету соответствующим организациям не подлежат.
На рассмотрение второй кассации дело поначалу не попало — судья, рассматривавшая вопрос о передаче жалобы Минфина России в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, не нашла оснований для пересмотра решений нижестоящих судов.
Однако рассмотрение дела на этом не закончилось — Минфин России обратился с жалобой на определение об отказе в передаче дела на рассмотрение во второй кассации в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ, предусматривающей право Председателя ВС РФ и его заместителей не согласиться с определением судьи об отказе, вынести определение о его отмене и передать кассационную жалобу на рассмотрение Судебной коллегии ВС РФ. Председатель Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (он же заместитель Председателя ВС РФ) жалобу Минфина России удовлетворил и отправил дело на рассмотрение во вторую кассацию. И уже вторая кассация судебные акты нижестоящих инстанций отменила и отказала авиакомпании во взыскании убытков.
В зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям Конституционный суд РФ может определить порядок вступления в силу его постановления, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (п. 12 ч. 1 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В постановлении № 13-П КС РФ определил порядок исполнения этого постановления, указав, в частности, на то, что внесенные до вступления данного постановления в силу взносы возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. Также он исключил возможность пересмотра в связи с принятием постановления № 13-П вступивших в законную силу и исполненных полностью решений о взыскании данных взносов и судебных актов, которыми такие решения признаны законными.
Впоследствии Минфин России подавал ходатайство о разъяснении постановления № 13-П. Конституционный суд РФ отказал в его удовлетворении, но при этом в Определении от 08.12.2015 № 2737-О-Р он уточнил некоторые аспекты порядка исполнения постановления № 13-П. Так, Конституционный суд РФ указал, что порядок исполнения этого постановления не предполагает восстановления прав авиакомпаний — плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 г. Эти суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании. Противоправность в действиях государства в период до вступления в силу постановления № 13-П отсутствовала. Соответственно, взыскание с казны РФ уплаченных взносов не вытекает из установленного порядка исполнения постановления № 13-П.
На этом основании Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ решила, что выводы нижестоящих судов о возможности взыскания уплаченных взносов за счет казны РФ в виде убытков, полученных из-за неконституционного закона, не соответствуют общеобязательной правовой позиции Конституционного суда РФ. То есть если Конституционный суд РФ указал, что взносы не подлежат возврату или зачету, это означает, что взыскать эти суммы в качестве убытков невозможно.
В судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ авиакомпания заявляла также ходатайства о прекращении производства по кассационной жалобе Минфина России и о направлении в Конституционный суд РФ запросов о проверке конституционности ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ, ст. 15, 16 ГК РФ и п. 12 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В удовлетворении этих ходатайств Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отказала.
Надо отметить, что с аналогичными исками в суд обращались и другие авиакомпании (№ А40-52899/2015, А40-138312/2014), но во всех случаях результат был не в их пользу. Например, к аналогичным выводам ВС РФ пришел в деле № А40-138312/2014. Он тоже отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал истцу в иске о взыскании ущерба в виде уплаченных взносов в размере более 3 млн руб.