Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.05.2016 № А27-15385/2015 пришел к выводу, что компания вправе при установлении срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства применять самостоятельно разработанные коэффициенты. Подробности — в нашем комментарии.
Суть дела
Компания по разделительному балансу получила в собственность бывшие в употреблении объекты основных средств. На момент передачи они были полностью самортизированы у предыдущего собственника. Соответственно, остаточный срок их полезного использования был равен нулю.
Стоимость полученных основных средств и их принадлежность к амортизационным группам компания определила на основании данных разделительного баланса и акта приема-передачи. Для установления сроков эксплуатации была создана комиссия, в которую вошли технические специалисты передающей и принимающей сторон.
По заключению этой комиссии срок полезного использования был принят как для соответствующих новых объектов основных средств, деленный на коэффициент 1,2. При этом члены комиссии учли степень физического и морального износа основных средств, ожидаемые сроки их эксплуатации, режим работы, требования техники безопасности и другие факторы. Конкретные технические расчеты не проводились.
В ходе проверки налоговая инспекция посчитала, что применение коэффициента 1,2 необоснованно. По мнению налоговиков, компания должна была рассчитывать амортизационные отчисления по полученным объектам исходя из срока полезного использования, установленного как для новых основных средств. В результате налоговики доначислили налог на прибыль и налог на имущество. Компания с таким решением не согласилась и обратилась за защитой своих интересов в суд.
Мнение арбитров
Суды всех трех инстанций поддержали компанию. В своих рассуждениях они руководствовались положениями п. 7 ст. 258 НК РФ. Согласно этой норме организация, приобретающая бывшие в употреблении объекты основных средств, в целях применения линейного метода начисления амортизации по таким объектам вправе определять норму амортизации с учетом срока, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок службы может быть равен установленному предыдущим собственником, уменьшенному на время эксплуатации данного имущества.
Если срок фактического использования основного средства у предыдущего собственника окажется равным сроку его службы, определяемому на основании Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно установить срок с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Суды указали, что из положений п. 7 ст. 258 НК РФ следует, что налогоплательщик самостоятельно устанавливает период эксплуатации объектов основных средств с учетом индивидуальных факторов, конкретная методика расчета законом не предусмотрена.
Срок для новых основных средств может быть более (но не менее), чем для соответствующей амортизационной группы. Для бывших в употреблении основных средств он может быть более (но не менее), чем остаточный срок использования, принятый предыдущим собственником.
Данные требования компанией полностью соблюдены. Установление времени использования основного средства свыше остатка срока у предыдущего собственника не является нарушением и не приводит к занижению сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Ведь в этом случае медленнее уменьшается стоимость основного средства, формируются меньшие расходы по амортизационным отчислениям и большие начисления по налогу на имущество организаций.
Нюансы определения срока
Суды подтверждают право организаций самостоятельно определять срок службы бывших в употреблении основных средств с учетом их изношенности, когда фактический срок эксплуатации у прежнего собственника равен или превысил установленный срок полезного использования основного средства (постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2014 № А24-2537/2013, Уральского округа от 24.12.2012 № А47-5907/2012).
Если же срок эксплуатации у предыдущего собственника на момент приобретения имущества не истек, нужно учитывать остаток этого срока. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 26.06.2012 № А11-4033/2011 рассмотрел следующую ситуацию.
Компания приобрела бывший в употреблении экскаватор. На момент приобретения остаток срока эксплуатации основного средства у предыдущего собственника составлял восемь месяцев.
Компания установила срок службы объекта равным одному месяцу. При этом она исходила из того, что с момента выпуска экскаватора прошло более семи лет (срок полезного использования для амортизационной группы, к которой относится экскаватор). Но суд пришел к выводу, что компания не подтвердила свое право самостоятельно определять период использования экскаватора с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Обратим внимание еще на один момент. Даже если компания установила срок полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства равным менее 12 месяцев, она не вправе списать его стоимость в расходы единовременно.
Так, в деле, рассмотренном в постановлении ФАС Уральского округа от 23.03.2012 № А07-12170/2011, компания исходя из того, что оставшийся после эксплуатации у бывшего владельца срок службы основного средства был равен 12 месяцам, учла его стоимость в материальных расходах.
Суд указал, что стоимость приобретенных основных средств следовало относить на расходы, уменьшающие полученные доходы, равными долями в течение 12 месяцев. Определением ВАС РФ от 25.06.2012 № ВАС-8051/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.