ФАС России решила бороться с уловкой компаний, когда в качестве заказчика рекламы по договору выступает физическое лицо, хотя в рекламе явно заинтересована сама компания. Рекламодателем в этом случае будет считаться компания, а не физическое лицо. А значит, рассчитывать на мелкие штрафы больше не получится.
В письме от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона „О рекламе“» ФАС России рассмотрела вопрос по поводу понятия «рекламодатель». Так, в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. По мнению ФАС России, из этого следует, что рекламодателем может быть лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), либо иное лицо, если оно совершило действия по выбору объекта рекламирования и содержания рекламной информации.
При этом вопрос о том, кто является рекламодателем и несет административную ответственность, антимонопольный орган будет решать исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств ее распространения. Например, если реклама размещается на основании договора, заказчиком рекламы по которому выступает физическое лицо — законный или уполномоченный представитель юридического лица, и такого рода договор заключается в интересах юридического лица, то рекламодателем такой рекламы признается данное юридическое лицо. Это объясняется тем, что в силу объекта рекламирования и обстоятельств распространения рекламы именно компания заинтересована в распространении рекламы.
Таким образом, даже если договор о распространении рекламы заключит физическое лицо (представитель юридического лица), но рекламироваться будет, например, товар определенной компании, то к ответственности в качестве рекламодателя привлекут именно компанию, а не физическое лицо. Это позволит ФАС России взыскивать более крупные штрафы с рекламодателей, поскольку для компаний предусмотрена более серьезная ответственность за нарушение законодательства о рекламе, чем для физических лиц.