Росфинмониторинг разработал обновленный перечень критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделок. Эти критерии будут применять не подконтрольные Банку России организации и предприниматели, осуществляющие операции с деньгами и имуществом, и у которых разработаны правила внутреннего контроля для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Проект разработан во исполнение п. 19.1 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2012 № 667. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 15 июня 2016 г. запущено публичное обсуждение проекта, которое завершится 12 июля 2016 г. (ID 02/08/02-16/00046230). В данный момент аналогичный перечень установлен приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее — Приказ № 103). В целом в новом проекте предлагается закрепить те же самые критерии и признаки, что и в Приказе № 103, но есть и некоторые изменения и дополнения.
Перечень критериев подозрительных сделок будут использовать в том числе лизинговые, риелторские компании, операторы по приему платежей, организации федеральной почтовой связи, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, а также некоторые индивидуальные предприниматели. Каждому критерию и признаку присвоен код, который эти компании и предприниматели указывают при представлении в Росфинмониторинг сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Как и в Приказе № 103, в новом проекте перечня предусмотрены общие для всех организаций и предпринимателей критерии, а также иные признаки, которые зависят от вида совершаемых сделок. Например, общими критериями для всех компаний и предпринимателей, которые подпадают под действие разработанного перечня критериев необычных сделок, являются запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами, и т.д.
К прежним рекомендованным критериям добавили еще такой общий критерий, как приобретение у нерезидента товара по завышенной стоимости (в сравнении с рыночной ценой) в режиме импорта организациями, зарегистрированными в особой экономической зоне.
Кроме общих критериев, в проекте перечислены иные признаки в зависимости от вида деятельности компании или характера операций (сделок). Например, в качестве нового признака необычных сделок, выявляемых при осуществлении лизинговой деятельности, предусмотрена оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом. А признаками необычных сделок, основанных на стране регистрации, месте жительства или нахождения клиента, его контрагента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) его учредителя, названы ситуации, когда клиент или выгодоприобретатель являются контролируемой иностранной компанией либо клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец являются контролирующим лицом (в соответствии с главой 34 НК РФ).
Отдельно названы признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, имеющего право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывающего услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами. Таким операторам связи придется передавать сведения об операциях в Росфинмониторинг, если они зафиксируют в том числе нехарактерное увеличение объема денежных средств, поступающих на лицевой счет абонента, поручение абонента по его письменному заявлению вернуть в наличной (или безналичной) форме ранее перечисленных на его лицевой счет денежных средств в течение короткого промежутка времени с момента их перечисления (либо заключения договора), в том числе при досрочном расторжении договора, абоненту или третьему лицу, не являющемуся стороной по договору.
Операторы почтовой службы будут сообщать в Росфинмониторинг об осуществлении почтовых переводов денежных средств, совершаемых компанией без заключения договора с организацией федеральной почтовой связи (филиалом организации), в крупных объемах, а также о некоторых других операциях.