ФАС России подготовила законопроект о регулировании оборота нефти и нефтепродуктов, его публичное обсуждение продлится до 17 августа.
Проект закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» подготовлен и размещен Антимонопольной службой на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/05-16/00048895). Это уже не первая попытка ФАС России убедить всех в необходимости регулирования рынка нефти и нефтепродуктов отдельным законом.
Проект разработан в целях реализации поручений Правительства РФ о повышении предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и соответствует основным направлениям энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.
На данный момент в системе законодательных актов нет единого закона, регулирующего оборот нефти и нефтепродуктов. Существуют разрозненные нормы в различных нормативных актах: в частности, в Гражданском кодексе, Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и др.
Но проблема в первую очередь в том, что данное законодательство не всегда в полной мере учитывает специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, поэтому, по мнению службы, стране необходимо принять единый закон. Его следует принять еще и потому, что нефтяной рынок РФ имеет олигопольный характер и требуется контроль баланса интересов крупных и мелких нефтяных компаний. Так, вертикально интегрированные нефтяные компании занимают основную долю на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Независимым компаниям выйти на этот рынок достаточно сложно, а те, кто на него попадает, сталкиваются с ценовым давлением во всех сегментах рынка.
В законопроекте предлагается определить понятия оптовой торговли нефтепродуктами и розничной торговли моторным топливом. Также в нем сформулированы требования, которые призваны создать реальные конкурентные условия на внутреннем рынке. В частности, предлагается ввести запрет на совершение сделок слияний и приобретений, а также выделения земельных участков под постройку автозаправочных комплексов тем хозяйствующим субъектам, доля которых на соответствующем рынке превышает 35%. В проект дополнительно включены требования к обеспечению доступа к инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе недискриминационный доступ к хранилищам моторного топлива (в случае если доля емкости хранилища превышает 35% от общей емкости хранилищ в субъекте РФ). Более конкретные правила недискриминационного доступа к услугам по хранению моторного топлива должно будет установить Правительство РФ. В них будут содержаться в том числе:
-
перечень объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;
-
существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на рынок услуг по хранению моторного топлива;
-
порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на рынок услуг по хранению моторного топлива в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства и охраны природы;
-
условия доступа на рынок услуг по хранению моторного топлива и (или) к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов и др.
Помимо этого в законопроекте установлены особенности временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт, накопления и использования запасов нефтепродуктов, приоритетность представления услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов для покупателей на биржевых торгах, а также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой и розничной реализацией моторного топлива. Независимые АЗС должны будут покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании — владельцы АЗС, которые входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Еще в законопроект включена обязанность раскрывать определенную информацию. Так, нефтяные компании, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии, будут обязаны раскрывать информацию об объемах добытой нефти и остатках в нефтехранилищах, об объемах переработанной нефти, произведенных нефтепродуктов, остатках нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах. Также они должны будут вести раздельный учет по видам деятельности (в разрезе отдельных видов нефтепродуктов), что позволит уйти от трансфертного ценообразования и формировать справедливые цены внутреннего рынка.
Отдельно установлена ответственность за неисполнение требований законопроекта. В частности, для юридических лиц предусмотрена принудительная реорганизация в форме разделения или выделения в судебном порядке по иску уполномоченного Правительством РФ органа (скорее всего, это будет ФАС России), а для индивидуальных предпринимателей — прекращение деятельности. Правда, в самом законопроекте, вероятно, сделана опечатка. Дело в том, что в нем установлена такая ответственность (в виде реорганизации или прекращения деятельности) в случае нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5 законопроекта. Но в этой части речь идет о том, что накопление и использование запасов нефтепродуктов у нефтяных компаний осуществляется их собственниками и иными законными владельцами. Скорее всего, ссылка должна быть на ч. 1 ст. 6 законопроекта, в которой предусмотрена обязанность нефтяных компаний разделять оптовую и розничную торговлю.
Отметим, что представители нефтяной отрасли возражают против принятия этого закона. К тексту законопроекта уже поступили замечания от представителя одной нефтяной компании, который считает, что необходимости в принятии отдельного закона нет. По его мнению, законодательство и так позволяет в полной мере соблюдать интересы всех участников рынка нефти и нефтепродуктов. Так, крупные нефтяные компании продают существенную часть производимых нефтепродуктов через систему биржевой торговли, а нефтеперерабатывающие заводы, входящие в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний, работают с независимыми компаниями по давальческой схеме.