В КоАП РФ внесены изменения о снижении штрафов по некоторым таможенным правонарушениям, а также о назначении предупреждения вместо штрафа. Поправки применяются с 4 июля 2016 г.
Президент подписал сразу два закона, которые изменили административную ответственность за нарушение таможенного законодательства — от 23.06.2016 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 207-ФЗ) и от 23.06.2016 № 213-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил» (далее — Закон № 213-ФЗ). Оба закона подготовлены в рамках мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, а также в связи с постановлением КС РФ от 25.02.2014 № 4-П, которым КС РФ разрешил судам снижать размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного КоАП РФ. Такая позиция обосновывалась тем, что штрафы для компаний, начинающиеся от 100 000 руб., не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение обстоятельства. А за большинство таможенных правонарушений штрафы для компаний как раз начинались от 100 000 руб.
В Законе № 207-ФЗ, во-первых, предусмотрено снижение минимального размера штрафов по ряду нарушений. Например, за заявление в декларации недостоверных сведений о товарах штраф для компаний снижен со 100 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ). Также смягчена ответственность за непредставление отчетности в таможенный орган или просрочку ее представления (ст. 16.15 КоАП РФ). За это должностных лиц оштрафуют на сумму от 500 до 5000 руб., а компании — от 5000 до 30 000 руб. В прежней редакции штрафы за это нарушение для должностных лиц составляли от 2000 до 5000 руб., для компаний — от 20 000 до 50 000 руб.
Также снижены штрафы за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию Евразийского экономического союза или РФ. Для граждан теперь минимальный порог штрафа составляет 1000 руб. вместо 1500 руб., для должностных лиц штраф начинается от 5000 руб. (вместо 10 000 руб.), а для юридических лиц — от 50 000 руб. (вместо 100 000 руб.). При этом возможность конфискации товаров за данное правонарушение осталась (ст. 16.3 КоАП РФ).
Кроме того, в КоАП РФ внесены поправки, согласно которым по некоторым таможенным правонарушениям вместо штрафа теперь можно получить предупреждение. Например, в случае сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто, об объеме товаров при прибытии или убытии с территории Таможенного союза (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ).
Предупреждения будут назначать еще и за такие правонарушения, как непредставление в срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля (ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ), неисполнение обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля (ч. 5 ст. 16.12 КоАП РФ), нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП РФ), непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) и некоторые другие.
Помимо этого в Законе № 207-ФЗ предусмотрена возможность освобождения компании от ответственности за предоставление в декларации недостоверных сведений о товаре (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ), если она сама добровольно обратится в таможенный орган для внесения изменений или дополнений в декларацию уже после выпуска товара. Но для этого должны быть соблюдены три условия: если до этого момента таможенный орган не выявил правонарушения в отношении этого товара, если компании еще не было направлено уведомление о проведении таможенной проверки, а у самой компании отсутствовала задолженность по таможенным платежам.
Закон № 213-ФЗ также смягчил ответственность за таможенные правонарушения. В нем тоже предусмотрено несколько правонарушений, за которые будут назначать предупреждение. В частности, за:
-
несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и транспортных средств либо необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место (ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ);
-
причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ);
-
уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа (ст. 16.11 КоАП РФ).
Помимо этого, Законом № 213-ФЗ уточнена формулировка нарушения, когда заявитель указывает в декларации неверный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕЭС). Дело в том, что еще в 2013 г. ВАС РФ разъяснял, что указание в декларации неверного кода по ТН ВЭД, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства»). В связи с этим в КоАП РФ теперь предусмотрено, что указание неверного кода по ТН ВЭД будет считаться нарушением, только если оно сопряжено с неверным указанием характеристик товара.
Оба закона вступили в силу 4 июля 2016 г.