Конституционный суд РФ в Определении от 06.06.2016 № 1170-О пришел к неутешительному выводу: вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии АО подлежит обложению страховыми взносами. Подробности — в нашем комментарии.
Суть проблемы
Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) предусмотрено два вида выплат членам совета директоров и ревизионной комиссии: вознаграждение и компенсация расходов, связанных с исполнением ими своих функций (п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 85 Закона об АО).
От обложения страховыми взносами освобождена компенсация расходов членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212-ФЗ). Про вознаграждение данным лицам за выполнение ими возложенных на них обязанностей в ст. 9 Закона № 212-ФЗ ничего не сказано.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии выплачивается на основании решения общего собрания акционеров, а не трудовых или гражданско-правовых договоров (п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 85 Закона об АО). Возникает вопрос: нужно ли облагать страховыми взносами такое вознаграждение?
Мнение чиновников
Недавно мы рассказывали о позиции Минтруда России по данному вопросу (подробнее см. «БП», 2016, № 23). Напомним, что она заключается в том, что вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии страховыми взносами не облагается (письма от 11.04.2016 № 17-3/В-147, от 07.05.2015 № 17-3/В-234, от 02.04.2015 № 17-4/В-163, от 22.08.2014 № 17-3/В-400, от 26.03.2014 № 17-4/ООГ-200). Аргументируется это тем, что вознаграждение выплачивается за рамками трудовых и гражданско-правовых договоров. Члены совета директоров не подчиняются генеральному директору, а должности членов ревизионной комиссии являются выборными. Поэтому отношения между ними и обществом не являются трудовыми. Нельзя рассматривать их и как отношения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Дело в том, что АО не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии. Этот вопрос находится в компетенции общего собрания, которое вправе принять решение не выплачивать вознаграждение. Ведь в п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 85 Закона об АО сказано, что по решению общего собрания вознаграждение может выплачиваться.
За несколько дней до выхода комментируемого Определения Конституционного суда Минтруд России свою позицию еще раз подтвердил (письмо от 30.05.2016 № 17-4/В-211).
Что сказал суд
В деле, рассмотренном Конституционным судом, компания оспаривала конституционность положений ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, поскольку они допускают возможность включения в объект обложения страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, которые выплачиваются на основании решения общего собрания АО, а не по трудовым или гражданско-правовым договорам.
Суд указал, что отношения членов совета директоров и ревизионной комиссии с АО в полной мере подпадают под гражданско-правовое регулирование. Так, предметом гражданского законодательства являются в том числе отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (п. 1 ст. 2 ГК РФ). К корпоративным относятся организации, в которых высшим органом является общее собрание ее участников (п. 1 ст. 65.1, п. 1 ст. 65.3 ГК РФ). Следовательно, АО с точки зрения гражданского законодательства считается корпорацией.
В корпорации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность ее исполнительных органов и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). Совет директоров и ревизионная комиссия как раз являются такими коллегиальными органами.
Давая согласие на избрание в соответствующий орган общества, члены совета директоров и ревизионной комиссии тем самым берут на себя обязанности по управлению и (или) контролю за обществом. За эту деятельность они могут получать вознаграждение по решению общего собрания акционеров. То есть фактически речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии.
Таким образом, вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии за выполнение возложенных на них обязанностей включается в объект обложения страховыми взносами. При этом не важно, есть ли между ними и обществом договор с условием выплаты вознаграждения или нет. Обложение одной и той же выплаты страховыми взносами не может ставиться в зависимость от формального критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), поскольку это приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.