Ряд положений Градостроительного кодекса претерпел изменения. В частности, уточнен порядок получения разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, а также порядок подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории. Помимо этого, предусмотрены два варианта комплексного развития территорий – по инициативе правообладателей и по инициативе органов местного самоуправления.
Президент РФ подписал сразу несколько законов с поправками в ГрК РФ. Изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 373-ФЗ), а также Федеральным законом от 03.07.2016 № 370-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 370-ФЗ).
В Законе № 373-ФЗ уточнен порядок подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории, а также предусмотрены меры для обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий. К документации по планировке территории теперь отнесены только проект планировки территории и проект межевания территории. С 1 июля 2017 г. градостроительный план к этой документации не будет относиться, он станет информационным документом. Но для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию градостроительный план все равно понадобится. При этом установлен срок его «годности»: градостроительный план можно будет использовать в течение трех лет со дня выдачи.
Поправками введено новое понятие — деятельность по комплексному и устойчивому развитию территорий. Это деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов. Предусмотрены две схемы комплексного развития территории. Первый вариант — по инициативе правообладателя земельного участка или объекта недвижимости на этом участке. Если правообладатель не является собственником, то он сможет выступить с такой инициативой, только если получил участок (например, в аренду) на срок не менее пяти лет. При использовании этой схемы заключается договор о комплексном развитии территории с муниципалитетом. Аукцион на право заключения такого договора не проводится. Если за счет правообладателя на государственной земле строятся объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, то для него в договоре могут быть предусмотрены налоговые льготы и пониженная ставка арендной платы.
Вторая схема комплексного развития территории — по инициативе органа местного самоуправления. В частности, если не менее 50% об общей площади территории занято земельным участками, на которых расположены объекты, признанные аварийными и подлежащими сносу, объекты самовольного строительства, объекты, снос или реконструкция которых предусмотрены адресными программами, а также земельными участками, виды разрешенного использования которых не соответствуют видам разрешенного использования, указанным в правилах землепользования и застройки. В этом случае проводится аукцион, по результатам которого заключается договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Закон № 373-ФЗ вступит в силу с 1 января 2017 г. (за исключением некоторых положений).
Также в ГрК РФ внесены поправки Законом № 370-ФЗ. Они предусматривают, что органы, которые занимаются выдачей разрешений на строительство, должны в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство запросить некоторые документы у органов, которые ими располагают (если застройщик не представил их самостоятельно). Речь идет о правоустанавливающих документах на земельный участок, разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, градостроительном плане земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, реквизитах проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Кроме того, предусмотрено, что документы, которые необходимо передать в органы, выдавшие разрешение на строительство, а также документы, необходимые для принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию, заявитель может направить в электронной форме. Однако некоторые документы придется отправлять в электронной форме в обязательном порядке, если такую обязанность позже установит Правительство РФ или высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (применительно к выдаче разрешений региональной или местной властью). Закон № 370-ФЗ вступил в силу с 4 июля 2016 г.