Договоры, заключенные торговыми сетями до 15 июля 2016 г., можно оставить без изменений до 1 января 2017 г. А вот договоры, заключенные после 15 июля 2016 г., не должны противоречить новым требованиям.
ФАС России в письме от 22.07.2016 № АК/50406/16 разъяснила порядок применения изменений, внесенных в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ. Напомним, что этим законом снижен размер вознаграждения торговым сетям с 10 до 5% от цены товаров и установлен запрет на навязывание определенных договорных условий.
В связи с этим служба поясняет, что все договоры, которые торговые сети успели заключить с поставщиками до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ, то есть до 15 июля 2016 г., можно оставить без изменений до 1 января 2017 г. (даже если они содержат условия, противоречащие закону). Если же договоры заключены после этой даты, то они должны соответствовать законодательству.
Кроме того, антимонопольная служба отмечает, что в силу закона включение в договоры вознаграждения торговым сетям допускается, но не должно превышать 5% от цены товаров. А вот включение в них условий о совершении действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не допускается. По мнению ФАС России, плата за оказание услуг может взиматься, но она должна определяться не в процентном выражении, а в виде фиксированной стоимости.
Если услуги по продвижению товаров являются идентичными для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий при оказании разным поставщикам, то торговая сеть будет нести равные затраты. Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) антимонопольный орган сочтет нарушением, так как это приведет к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети.