После нулевого августовского затишья в сентябре, по подсчетам Росстата, инфляция вновь подала голос. Впрочем, сделала она это втрое тише, чем в сентябре прошлого года.
Нулевой рост потребительских цен в августе сменился в сентябре их увеличением на 0,2%. Неожиданностью это не стало — консенсус-прогноз экспертов, опрошенных Интерфаксом, давал ровно такую цифру по сентябрьской инфляции. Бодрее она воспринимается с напоминанием Росстата, что в сентябре 2015 г. ценовой прирост относительно августа был втрое выше — 0,6%.
К декабрю 2015 г. инфляция накопила 4,1% против 10,4% за январь — сентябрь прошлого года. Относительно сентября 2015 г. потребцены выше на 6,4% (15,7% годом ранее), за девять месяцев они в годовом сопоставлении увеличились на 7,5% (15,9% соответственно). Таким образом, официальные надежды уложить инфляцию в этом году в 6% остаются в силе.
Из представленной таблицы также видно, что плодоовощная продукция нового урожая продолжила снижать цены на продовольствие в целом (с ней — –0,1%, без нее — +0,4%). В среднем по стране фрукты и овощи подешевели в сентябре на 5,4%. Росстат, в частности, конкретизирует, что на 17,6—18,7% дешевле стали лук, картофель, морковь, капуста белокочанная, на 14,9% — свекла, на 11,7% — виноград, на 8,1% — яблоки.
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце сентября 2016 г. составила 3632,1 руб. и по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 2,2% (с начала года — выросла на 1,6%).
Основной вклад в сентябрьскую инфляцию внесли непродовольственные товары, подорожавшие на 0,6%. Среди отдельных групп непродовольственных товаров наибольший прирост цен показали табачные изделия (+1,8%), обувь (+1,4%), одежда и белье (+1%), трикотажные изделия (+1%). Что касается подорожания обуви, одежды и трикотажа, то здесь явно просматривается влияние сезонного фактора. Так, перчатки из натуральной кожи, обувь для детей и взрослых, а также женская и детская верхняя одежда стали дороже на 1,6—2,5%, трикотажные головные уборы — на 1,3—1,4%.
Повышение стоимости услуг в сентябре на 0,1% также имеет активную сезонную составляющую. Больше всего — на 4% — подорожало образование.
Подробнее на с. 5.
Индекс потребительских цен в сентябре 2016 г., %
|
09.2016 к |
01-09.2016 к 01-09.2015 |
Справочно |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
08.2016 |
12.2015 |
09.2015 |
09.2015 к |
01-09.2015 к 01-09.2014 |
||||
08.2015 |
12.2014 |
09.2014 |
||||||
Индекс потребительских цен |
100,2 |
104,1 |
106,4 |
107,5 |
100,6 |
110,4 |
115,7 |
115,9 |
в том числе на: |
|
|
|
|
|
|
|
|
товары |
100,2 |
103,8 |
106,7 |
107,5 |
100,8 |
110,7 |
116,3 |
117,0 |
продовольственные товары |
99,9 |
102,4 |
105,9 |
106,3 |
100,4 |
110,2 |
117,4 |
120,2 |
продовольственные товары без плодоовощной продукции |
100,4 |
104,2 |
106,4 |
107,0 |
100,7 |
111,3 |
116,4 |
118,8 |
непродовольственные товары |
100,6 |
105,2 |
107,5 |
108,7 |
101,1 |
111,2 |
115,2 |
113,9 |
услуги |
100,1 |
104,8 |
105,6 |
107,5 |
100,0 |
109,4 |
113,8 |
112,7 |
Базовый индекс потребительских цен |
100,5 |
104,8 |
106,7 |
107,9 |
100,8 |
111,6 |
116,6 |
116,7 |
ИСТОЧНИК: Росстат |