ФАС России опубликовала свою позицию по поводу установления к участникам госзакупок такого требования, как отсутствие задолженности по аренде государственного и муниципального имущества. По ее мнению, это незаконно.
В письме от 04.10.2016 № РП/68457-ПР/16 «О предоставлении позиции» ФАС России рассмотрела вопрос о праве заказчиков устанавливать в документации требование к участникам госзакупок об отсутствии задолженности по аренде государственного или муниципального имущества.
Так, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. Это предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Ссылаясь на эту норму, заказчики часто устанавливают требование об отсутствии у участника закупки задолженности по аренде государственного и муниципального имущества. Они полагают, что уплата арендной платы в данном случае как раз является обязательным платежом, уплачиваемым в бюджет (о котором идет речь в п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
ФАС России отметила, что обязательство по уплате арендных платежей возникает на основании заключенного договора аренды. А значит, арендные платежи не являются налогом, сбором или иными обязательными платежами в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам может подтвердить ФНС России и ее территориальные органы в случае обращения заказчика в соответствующий орган о предоставлении информации. А вот механизм подтверждения отсутствия у участника закупки задолженности по арендным платежам законодательством РФ не предусмотрен в связи с тем, что каждый арендодатель самостоятельно контролирует поступление арендных платежей. Поэтому установление требования об отсутствии у участника закупки задолженности по арендным платежам создает административные барьеры и дополнительную нагрузку для участия в закупке. По мнению ФАС России, такое требование может привести к негативным последствиям, в том числе к сокращению количества участников закупки и, как следствие, к снижению уровня конкуренции на торгах и уменьшению экономии бюджетных средств.
Таким образом, ФАС России заняла следующую позицию: требование п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не распространяется на участников закупок, имеющих задолженность по арендным платежам.