«Бюджет для граждан» и инициативное бюджетирование состоялись в Российской Федерации как явление. Такое заключение сделано на II Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию, прошедшей в Москве 19—20 октября.
Как и год назад, конференцию по инициативному бюджетированию организовали Комитет гражданских инициатив (КГИ), Всемирный банк (ВБ) и Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Министерства финансов РФ.
Активным людям по душе пришлась Программа поддержки местных инициатив
За девять лет реализации программы в нашей стране при поддержке Всемирного банка реализовано более 3000 инициативных проектов местных сообществ. В результате более 1,5 млн россиян каждый год начинают пользоваться благами, созданными собственными силами, на собственные средства, но при софинансировании из местного и регионального бюджетов.
К примеру, в городах и селах Кировской области в 2010—2015 гг. реализовано свыше 1500 местных инициатив, более тысячи из которых связаны с обустройством дорог и водоснабжением в населенных пунктах.
Структура приоритетов местных инициатив в целом по Российской Федерации приведена в таблице. В дополнение к ней следует отметить, что «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)» является одним из полномочий органов местного самоуправления в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах (ст. 14—16 Закона о местном самоуправлении от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Реализация местных инициатив выявила неудовольствие сельских жителей осуществленным два года назад изъятием у сельских поселений такого полномочия, как «организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения». Так, более 100 проектов в Кировской области было связано с облагораживанием сельских кладбищ. В Башкортостане тоже, по словам консультанта Всемирного банка Гульсины Кондратьевой, люди при выборе объекта приложения своих сил и средств часто высказываются за обустройство и содержание кладбищ.
Помимо изъятого вопроса местного значения, местные инициативы охватывают ту сферу полномочий органов местного самоуправления, на исполнение которых у муниципалитетов попросту нет денег. Из-за отсутствия финансовых средств у муниципальных властей на «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения» (п. 9 ст. 14 Закона о местном самоуправлении) местные сообщества отдают приоритет теплому гаражу для единственной в селе пожарной машины, содержание которой на балансе сельской администрации зачастую расценивается проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств. Между тем согласно закону о пожарной безопасности (от 21.12.1994 № 69-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов обязаны принимать меры «по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы» (ст. 19). А Закон о местном самоуправлении позволяет поселенческим администрациям создавать муниципальную пожарную охрану (п. 8.1 введен в Закон о местном самоуправлении Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ). И совсем не случайно на конференции прозвучало заявление министра финансов Республики Башкортостан Риды Субханкуловой о том, что без участия населения «многим местным бюджетам просто не потянуть решения всех социальных задач».
Еще один эффект инициативного бюджетирования директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ Андраш Хорваи видит в том, что это «широкое вовлечение населения в решение местных проблем помогает повысить прозрачность местных бюджетов».
Такого же мнения придерживается и председатель КГИ Алексей Кудрин. По его словам, власть не всегда учитывает интересы граждан, и в результате средства, направляемые на решение социальных проблем на местах, не всегда расходуются должным образом. «При одинаковых объемах финансовых ресурсов эффективность расходов местных бюджетов повысится, если в процессе распределения средств будут участвовать жители этих территорий», — сказал А. Кудрин и заверил участников конференции, что тезис о повышении роли граждан в бюджетном процессе найдет отражение в Стратегии экономического развития страны, над которой работает возглавляемый им Центр стратегического развития.
Проекты местных инициатив реализуются сейчас в 16 субъектах страны. В 2017 г., по информации НИФИ, к ним присоединятся еще 19 регионов. Общий объем финансирования (бюджетного, спонсорского, гражданского) проектов, инициированных местными сообществами, составит в текущем году около 4,5 млрд руб. Это — 150% по сравнению с прошлым годом.
Рекордсменами по финансовой поддержке народных инициатив являются Тульская и Иркутская области — до 1 млрд руб. ежегодных субсидий из регионального бюджета. А в Костромской области население вложило собственных средств в три раза больше, чем областной бюджет, — 119 млн против 40 млн руб.
Инициативные проекты способствуют осуществлению конституционного права граждан на местное самоуправление
По мнению экспертов, осуществляя личный вклад деньгами и трудовым участием, люди начинают осознавать сопричастность — собственную и коллективную, вместе с соседями — к общему и полезному делу и видят себя в совершенно новом статусе собственника нового объекта.
Это способствует тому, что:
-
повышается заинтересованность и требовательность жителей при выборе приоритетных проектов и оценке результатов совместной работы;
-
активные граждане на всех этапах реализации проектов участвуют в мониторинге и более критично относятся к соблюдению подрядными организациями качества и сроков исполнения;
-
обеспечивается сохранность нового объекта и эффективность его эксплуатации в дальнейшем.
С целью оценки воздействия на местное население реализации местных инициатив специалисты Всемирного банка провели обследование в Кировской области и выявили:
-
рост удовлетворенности населения качеством жизни;
-
рост доверия населения к органам государственной власти и местного самоуправления;
-
рост удовлетворенности населения качеством услуг;
-
сближение взглядов населения и представителей государственной и муниципальной власти;
-
снижение иждивенческих настроений и восприятие населением собственной роли в решении местных проблем;
-
рост удовлетворенности населения работой местных администраций.
Методика исследования заключалась в том, что параллельно по одним и тем же вопросам опрашивались жители муниципалитетов, в которых реализуются местные инициативные проекты, и муниципалитетов, где нет еще практики инициативного бюджетирования.
За три первых года реализации инициативных проектов местных сообществ в области стало больше людей, считающих, что качество жизни улучшилось, — 23 против 21%. Ранее соотношение было иным — 21 к 39%.
Там, где местная власть и местное сообщество вместе решают местные проблемы, население больше уверено в прозрачности использования органом местного самоуправления бюджетных средств. А там, где не практикуют инициативное бюджетирование, жители не верят в прозрачность бюджетных процессов.
Везде, где население участвует в решении местных проблем, люди отметили значительное улучшение водоснабжения, состояния памятников культуры и природы, благоустройства кладбищ, состояния дорог и спортивно-оздоровительных объектов, учреждений культуры и уличного освещения.
Но самым главным эффектом вовлеченности населения в решение местных проблем стало то, что даже в тех муниципалитетах, где только слышали о проектах инициативного бюджетирования, 77% жителей готовы участвовать в решении вопросов местного значения в своем поселении. Процент этот выше, естественно, там, где люди увидели плоды своей работы, — 84%.
Аналогичное исследование осуществляется в Башкортостане. Предварительные результаты социологического опроса тоже свидетельствуют о перспективности развития инициативного бюджетирования в республике.
Типология проектов, реализованных на принципах инициативного бюджетирования
Сфера деятельности |
Доля от общего числа реализованных проектов, % |
---|---|
Дороги |
25 |
Водоснабжение |
19 |
Объекты культуры, в том числе библиотеки |
11 |
Места отдыха и детские площадки |
10 |
Благоустройство |
9 |
Места захоронения |
6 |
Спортивные объекты |
6 |
Уличное освещение |
4 |
Пожарная безопасность |
2 |
Другое, в том числе облагораживание местных кладбищ |
7 |
Количество реализованных проектов по Программе поддержки местных инициатив в субъектах РФ в 2007—2015 гг., единиц каждый год
Регионы |
2007—2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Республика Башкортостан |
- |
- |
- |
- |
- |
69 |
99 |
Республика Северная Осетия — Алания |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
Ставропольский край |
98 |
39 |
31 |
28 |
33 |
36 |
22 |
Хабаровский край |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
34 |
Кировская область |
- |
26 |
197 |
268 |
429 |
364 |
267 |
Нижегородская область |
- |
- |
- |
- |
32 |
192 |
255 |
Тверская область |
- |
- |
- |
- |
53 |
93 |
168 |
ИСТОЧНИК: Всемирный банк |