Компаниям, работающим с гособоронзаказами, собираются предоставить больше возможностей для использования денег на отдельном счете. Сейчас до закрытия контракта деньги с этого счета можно списать только на строго ограниченные цели: зарплату, уплату налогов и некоторые другие. Новый проект закона предлагает расширить этот перечень.
В Госдуму внесен законопроект № 14878-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе“». Его разработчики предлагают комплекс поправок, касающихся использования отдельного счета по контракту. Такой счет обязаны открывать все исполнители, которые заключили контракт по гособоронзаказу. Заказчик перечисляет на этот счет предусмотренную контрактом сумму, а исполнитель не вправе ее забрать до исполнения контракта. Предусмотрен только ряд случаев, когда все-таки можно списать средства с этого счета. В проекте предлагается дополнить перечень таких случаев.
Во-первых, предлагается разрешить списывать деньги с отдельного счета на уплату процентов за использование кредитных средств, перечисленных уполномоченным банком исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке для исполнения контрактов в рамках сопровождаемой сделки, при отсутствии (недостаточности) авансирования по контрактам. Во-вторых, перечислять деньги с этого счета для оптовых закупок, согласованных с госзаказчиком, для разных контрактов продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения гособоронзаказа.
В-третьих, предлагается расширить перечень случаев, когда деньги с отдельного счета можно перечислить физлицам. Сейчас исполнитель вправе эти деньги направить только на выплату зарплаты. В проекте же предлагается разрешить перечислять их еще и на выплаты, связанные с компенсацией расходов на оплату проезда, найма жилых помещений и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), при направлении в командировки. Также под исключение может попасть оплата социальных расходов (материальная помощь, лечение, путевки), расходов на содержание объектов социальной сферы (баз отдыха, детских оздоровительных лагерей и т.п.), расходов на оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг, представительских расходов, благотворительность и спонсорство в сумме, не превышающей размер прибыли, согласованный сторонами при заключении контракта и предусмотренный его условиями.
В-четвертых, разработчики считают, что необходимо увеличить размер суммы, которую можно списать с отдельного счета на иные расходы. Так, сейчас на такие расходы может уйти не более 3 млн руб. В проекте предлагается увеличить эту сумму до 10 млн руб. в месяц.
Также предлагается предусмотреть, что отдельный счет при работе с гособоронзаказом необходимо открывать, только если сумма контракта более 100 000 руб. В настоящий момент отдельный счет нужно открывать в любом случае, независимо от суммы контракта. Еще одна поправка связана со сроком действия запрета на использование денег на отдельном счете. Сейчас в законе сказано, что прибыль по госконтракту можно получить после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк актов приема-передачи товара (актов выполненных работ, оказанных услуг). Проблема в том, что в случае заключения многолетних контрактов срок перечисления прибыли как у головного исполнителя, так и у других исполнителей отодвигается на весь срок действия контракта. При этом исполнители могут иметь однолетние контракты и участвовать в выполнении гособоронзаказа только в ограниченном объеме, то есть чтобы получить деньги, им приходится ждать, когда будет исполнен весь контракт. В связи с этим предлагается исключить формулировку «после исполнения контракта» и указать, что прибыль можно будет получить после представления в уполномоченный банк актов приема-передачи товара (актов выполненных работ, оказанных услуг) за истекший налоговый период.
Еще одно предложение: исполнители смогут сами выбирать банки для открытия отдельного счета. Сейчас исполнителям приходится открывать такой счет и заключать договор о банковском обслуживании с тем уполномоченным банком, который выбрал головной исполнитель. При наличии у исполнителя разных заказчиков такое требование часто приводит к необходимости организации взаимодействия с дополнительными уполномоченными банками. А это предполагает дополнительные непроизводственные расходы компаний (внедрение новых рабочих мест электронного документооборота, организация соблюдения выполнения новых требований в части документального обмена и т.п.). При этом зачастую региональные офисы уполномоченных банков, в которых требуется открыть отдельные счета, находятся на значительном географическом удалении от исполнителей.
Также предлагается унифицировать комплект документов, представляемых в уполномоченный банк для резервирования и открытия отдельного счета, и ограничить время, отводимое уполномоченному банку на открытие отдельного счета — в течение пяти рабочих дней с даты поступления комплекта документов на открытие такого счета.