В деле, рассмотренном в Определении от 23.08.2016 № 303-КГ16-9653, Верховный суд РФ поддержал позицию нижестоящих судов о том, что если субсидия на возмещение затрат получена после того, как эти затраты были произведены, она должна полностью включаться в состав доходов по УСН.
Суть спора
Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», в конце 2012 г. получил три субсидии в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для возмещения его затрат 2012 г., связанных с уплатой процентов по кредитам, лизинговых платежей и проведением мероприятий по энергосбережению.
Для учета таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ установлены специальные правила. Согласно им субсидия отражается в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет нее, но не более двух налоговых периодов со дня ее получения. Если по окончании второго налогового периода сумма субсидии превысит величину расходов, произведенных за счет нее, разница в полном объеме включается в состав доходов этого налогового периода. Данный порядок признания доходов распространяется на всех лиц, применяющих УСН, независимо от выбранного ими объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).
Поскольку выделенные субсидии полностью покрыли понесенные предпринимателем за счет собственных средств расходы, на возмещение которых они выдавались, он не включил их в состав доходов при определении налоговой базы по УСН. Однако налоговики при проверке посчитали, что всю сумму субсидий нужно было учесть в доходах. Предприниматель обратился в суд.
Решение суда
Рассматривая спор, суд первой инстанции указал, что из буквального толкования положений п. 1 ст. 346.17 НК РФ следует, что он распространяет свое действие только на субсидии, направленные на возмещение затрат, которые были фактически понесены после ее получения и за ее счет. Если же затраты произведены за счет средств налогоплательщика, а субсидия впоследствии покрыла эти расходы, либо субсидия направлена на возмещение неполученных доходов, то применению подлежит порядок, установленный ст. 346.15 НК РФ. Согласно ему при определении объекта налогообложения по УСН в состав доходов включаются доходы от реализации и внереализационные доходы. При этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим. В нем не названы субсидии, выделенные коммерческим организациям (предпринимателям) на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В рассматриваемом случае все субсидии получены предпринимателем для возмещения уже произведенных им затрат. За счет этих субсидий предприниматель никакие расходы не осуществлял. Следовательно, предусмотренный ст. 347.17 НК РФ порядок учета доходов к ним не может быть применен, и они в полном объеме должны быть учтены в составе доходов при определении налоговой базы по УСН как внереализационные доходы.
Апелляция и кассация выводы суда первой инстанции поддержали. Согласился с ними и Верховный суд.
Иная точка зрения
Минфин России по-другому трактует положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ, касающиеся учета субсидий. Так, в письме от 24.02.2016 № 03-11-11/10008 он рассмотрел ситуацию, когда субсидия на возмещение затрат была выдана компании, применяющей УСН, в декабре 2015 г. Специалисты финансового ведомства указали, что при учете субсидии в составе доходов 2015 г. ее размер можно уменьшить на затраты, произведенные компанией до декабря 2015 г. То есть финансисты не привязываются к моменту несения расходов до или после получения субсидии. Главное их соответствие целям, на которые была выделена субсидия. И неважно, что изначально расходы были осуществлены за счет собственных средств.
Такую же позицию заняли и суды в деле, рассмотренном в постановлении АС Центрального округа от 07.09.2016 № Ф10-2798/2016. В этом судебном споре налоговики настаивали на включении предпринимателем, применяющим УСН, всей суммы субсидии на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей в состав доходов. Однако суды указали, что исходя из положений п. 1 ст. 346.17 НК РФ субсидии учитываются в доходах только в части, превышающей сумму расходов. При этом факт уплаты лизинговых платежей за счет собственных средств до получения указанной целевой субсидии не свидетельствует о возникновении у предпринимателя обязанности по ее включению в состав доходов.
А в постановлении от 24.09.2014 по делу № А57-25072/2012 АС Поволжского округа, анализируя положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ, касающиеся учета субсидий, подчеркнул, что законодатель, предусматривая в определенных экономических условиях необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, не рассматривал выделяемые из бюджета денежные средства как объект налогообложения. При получении субсидий доходом являются не собственно бюджетные средства, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени.
Как видите, до выхода комментируемого Определения Верховного суда РФ у налогоплательщиков были хорошие шансы отстоять свое право на учет субсидий, выделенных на возмещение уже понесенных затрат, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.17 НК РФ. Теперь же эти шансы существенно снизились.