В декабре Госдума готовится рассмотреть проект закона о расширении возможностей для участия субъектов малого и среднего бизнеса в торгах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В нем предлагается обязать местные органы выставлять на торги не менее 20% мест установки рекламных конструкций именно под малый бизнес.
В Госдуму поступил законопроект № 18549-7 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона „О рекламе“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Он направлен на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере распространения наружной рекламы. В проекте предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе», в том числе в положения, касающиеся требований к порядку распространения наружной рекламы, а также заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Сейчас субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций «на равных» с крупными компаниями. При этом малый бизнес зачастую проигрывает торги, в результате чего не имеет возможности размещать свою рекламу. В проекте предлагается обязать местные власти проводить для малого бизнеса специализированные торги в сфере размещения наружной рекламы, причем в определенном объеме. Так, организатор торгов будет обязан в течение календарного года выставить на торги в сфере наружной рекламы для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем 20% общего количества мест установки рекламных конструкций каждого типа (вида). При этом орган местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сможет установить иную минимальную долю, но не менее уже установленных 20% мест.
При проведении специализированных торгов в сфере наружной рекламы на повышение стартовая цена каждого лота в расчете на один год срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не должна будет превышать одной тысячной размера предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного Правительством РФ для малых предприятий (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — двух тысячных размера предельного значения). Такие же цифры предусмотрены для случаев проведения специализированных торгов на понижение либо на понижение с возможностью последующего повышения.
Естественно, что в таких торгах смогут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства. В законопроекте предлагается исключить случаи обхода этого требования. Поэтому в него включили положения, направленные на раскрытие информации об аффилированных лицах в сфере распространения наружной рекламы, а также о заключенных договорах и выданных разрешениях на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Так, участники торгов будут обязаны раскрыть своих аффилированных лиц. При этом участника не допустят к торгам, если окажется, что он аффилирован с иным лицом, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования или города федерального значения, где проводятся торги в сфере наружной рекламы. А если уже после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выяснится, что он был заключен с лицом, представившим недостоверную информацию о своих аффилированных лицах, то договор будет считаться ничтожным. При этом под аффилированными лицами будут пониматься аффилированные лица в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, а также физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 20% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность прямо или косвенно контролировать действия юридического лица.
Субъекты малого и среднего бизнеса, которым были выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на специализированном месте (то есть выделенном под малый бизнес), не смогут передавать права на ее установку и эксплуатацию третьим лицам, включая своих аффилированных лиц, в том числе продавать рекламную конструкцию, сдавать ее в аренду, вносить в качестве вклада по договору простого товарищества, заключать договоры доверительного управления.
За нарушение предлагаемых нововведений предлагается установить административную ответственность должностных лиц организаторов торгов. В частности, за установление организатором торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции для субъектов малого и среднего предпринимательства стартовой или предельной цены каждого лота в размере, превышающем размер, установленный законодательством о рекламе, при проведении торгов на повышение или понижение, его должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Еще им может грозить штраф от 40 000 до 50 000 руб. за выставление на торги меньшего количества специализированных мест, предусмотренных для малого бизнеса, а также за допуск к торгам лица, в отношении которого законодательством о рекламе предусмотрены основания для отказа в его допуске к торгам, а также за заключение с таким лицом по итогам торгов договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предложил рассмотреть этот законопроект в первом чтении уже в декабре 2016 г. Если законопроект примут, то он может вступить в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. При этом поправки не будут распространяться на торги, информация о которых размещалась до даты вступления их в силу.