Минэкономразвития России настаивает на необходимости принятия базового закона, в котором будут установлены системообразующие правила организации и осуществления государственного и муниципального контроля и надзора в РФ. Проект этого закона будет обсуждаться на портале regulation.gov.ru до 15 ноября 2016 г.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» (ID 00/03-19082/10-14/12‑6‑4). Сам проект Минэкономразвития России разработало еще в 2014 г., но до сих пор он не был принят. В нем определены правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ, который осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления. Казалось бы, положения о государственном и муниципальном контроле и так предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294‑ФЗ), и отдельный закон будет лишним. Однако разработчики проекта с такой позицией не согласны. Дело в том, что из‑под действия Закона № 294‑ФЗ полностью или частично выведено более 60 видов контроля (надзора). Также он регулирует вопросы проведения только контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых не в форме проверки, то есть Закон № 294‑ФЗ не распространяется на такие формы контроля, как сбор регулярной отчетности, досмотры, осмотры, рейды и т.д.
Несмотря на идею принять общий закон о государственном и муниципальном контроле, отдельные виды контроля все равно не попадут в его поле зрения. В частности, он не будет применяться при проведении оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, расследования причин возникновения аварий, профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, а также при проведении контроля за исполнением условий госконтрактов, строительного контроля и в некоторых других случаях.
В законопроекте предусмотрено, что по каждому виду государственного и муниципального контроля (надзора) должны быть разработаны положения об их осуществлении, а также административные регламенты. При этом проведение государственного и муниципального контроля (надзора) будет невозможно при отсутствии этих документов.
Помимо этого в проекте предусмотрена система управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора). Оценка риска позволит органам государственного и муниципального контроля (надзора) сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий контроля (надзора) на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом интересам.