На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов до 2 декабря обсуждается проект Минприроды России с поправками в Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Для публичного обсуждения опубликован законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране атмосферного воздуха“» (размещен на www.regulation.gov.ru под ID 02/04/05-16/00049314). Законопроект разработан в целях устранения правовых коллизий отдельных положений Федерального закона от 04.05.99 № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96‑ФЗ) и пробелов в части ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, государственного мониторинга атмосферного воздуха и производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Один из таких пробелов касается организаций, осуществляющих статистические наблюдения в области охраны окружающей среды. Перечень этих организаций определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики. Но формирование перечней организаций, которые ведут статистические наблюдения, не предусмотрено и фактически никем не осуществляется. В связи с этим в Законе № 96‑ФЗ предлагается закрепить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны представлять статистическую отчетность. Такая отчетность должна предоставляться в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета в соответствии с законодательством в области официального статистического учета.
Еще одно изменение затронуло вопрос полномочий при осуществлении мониторинга атмосферного воздуха. Сейчас в Законе № 96‑ФЗ закреплено, что государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В проекте предлагается возложить полномочия по определению порядка осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха на само Правительство РФ. Помимо этого в проекте предлагается предусмотреть, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, организуют и осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Сейчас в Законе № 96‑ФЗ сказано, что такие лица осуществляют охрану атмосферного воздуха, но не производственный контроль. А это не соответствует положениям Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».
Планируется, что поправки вступят в силу в июле 2017 г.