Новые правила для переноса убытков

| статьи | печать

Если по итогам налогового периода организацией получен убыток, в налоговом учете его можно перенести на будущие периоды. Причем с 1 января 2017 г. действует новый порядок переноса убытков прошлых лет, введенный Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Понятие убытка приведено в ст. 274 НК РФ.

Убыток — это отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном этой главой, в данном отчетном (налоговом) периоде.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, налоговая база в этом периоде признается равной нулю.

Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ.

Перенос налоговых убытков на будущее с 2017 г.

Согласно изменениям в налоговом законодательстве, действующим с 1 января 2017 г. (введены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ), переносить на будущее можно будет убыток в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода.

Кроме того, новый закон отменил ранее действовавший десятилетний ограничительный срок переноса убытков. Стоит добавить, что ограничение сумм переносимых убытков установлено только на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г.

Убыток в бухгалтерском учете

Отражая в учете хозяйственные операции в течение года, организация делает соответствующие проводки по счетам 90 и 91, на которых накапливаются суммы доходов и расходов.

Промежуточный финансовый результат

На последнее число каждого месяца нужно определить промежуточный финансовый результат (прибыль или убыток) в бухгалтерском учете:

— прибыль (убыток) от деятельности за месяц (субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж») = Кредитовый оборот по субсчету 90-1 «Выручка за месяц» – Дебетовые обороты за месяц по субсчету 90-2 «Себестоимость», по субсчету 90-3 «НДС», по другим субсчетам к счету 90;

— прибыль (убыток) от прочих операций за месяц (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») = Кредитовый оборот по субсчету 91-1 «Прочие доходы» за месяц – Дебетовый оборот за месяц по субсчету 91-2 «Прочие расходы» за месяц.

— после этого, промежуточный финансовый результат ежемесячно списывается с субсчетов 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки» такими проводками:

Дебет 90-9 (91-9) Кредит 99

— учтена прибыль отчетного месяца;

Дебет 99 Кредит 90-9 (91-9)

— учтен убыток отчетного месяца.

Таким образом, сальдо на синтетических счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» на конец каждого месяца всегда равно нулю.

А на субсчетах (90-1, 90-2, 91-1, 91-2 и т.д.) сальдо накапливается в течение года.

Финансовый результат по итогам года

Чтобы по итогам года определить финансовый результат деятельности компании, оба счета следует закрыть в следующем порядке.

Внутренними проводками следует закрыть:

— субсчета к счету 90 «Продажи» (90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость», 90-3 «НДС» и т.д.) в корреспонденции с субсчетом 90-9 «Прибыль/Убыток от продаж»;

— субсчета к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы») — с субсчетом 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

— субсчета к счету 99 «Прибыли и убытки» (99-1 «Бухгалтерская прибыль (убыток) до налогообложения», 99-2 «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» и т.д.) — с субсчетом 99-9 «Прибыль (убыток) после налогообложения».

Дебет 90-1 Кредит 90-9

— закрыт субсчет «Выручка»;

Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4, 90-7)

— закрыты субсчет «Себестоимость» и остальные субсчета;

Дебет 91-1 Кредит 91-9

— закрыт субсчет «Прочие доходы»;

Дебет 91-9 Кредит 91-2

— закрыт субсчет «Прочие расходы»;

Дебет 99-1 (99-9) Кредит 99-9 (99-1)

— закрыт субсчет «Бухгалтерская прибыль (убыток) до налогообложения»;

Дебет 99-2 (99-9) Кредит 99-9 (99-2)

— закрыт субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»;

Дебет 99-9 Кредит 99-3

— закрыт субсчет «Постоянное налоговое обязательство».

После этого надо закрыть счет 99.

Чистая прибыль отчетного года со счета 99 списывается в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а убыток — в дебет счета 84.

Проводки будут такие:

Дебет 99-9 Кредит 84

— отражена чистая прибыль;

Дебет 84 Кредит 99-9

— отражен убыток.

Таким образом, перенос полученного убытка за год на будущее можно произвести только после того, как будет закрыт счет 99.

Такую операцию оформляют проводкой:

Дебет 84 Кредит 99

— списан непокрытый убыток.

Перенос налогового убытка на будущее: применение ПБУ 18/02

При осуществлении отражения операций по переносу убытка на будущее в бухгалтерском учете следует применять нормы Положения по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль (п. 20 ПБУ 18/02).

Условный расход (доход) по налогу на прибыль отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Сумма полученного по данным налогового учета убытка, подлежащая переносу на будущее, в соответствии с п. 8—11, 14 ПБУ 18/02 образует вычитаемую временную разницу, приводящую к образованию отложенного налога на прибыль (отложенного налогового актива), который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Отложенный налоговый актив равняется величине, определяемой как произведение вычитаемой временной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 17 ПБУ 18/02; Инструкция по применению Плана счетов).

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемой временной разницы (по мере переноса полученного убытка на будущее) будет уменьшаться или полностью погашаться отложенный налоговый актив. При этом делается запись по дебету счета 68 и кредиту счета 09.

Пример 1

Организация в 2017 г. по данным бухгалтерского и налогового учета получила убыток от основной деятельности в размере 50 000 руб.

По результатам 2018 г. по данным бухгалтерского и налогового учета получена прибыль от основной деятельности в размере 100 000 руб.

Организация решила перенести убыток на будущее в размере 50% от налоговой базы текущего периода.

В учете перенос убытка на будущее следует отразить следующим образом:

Бухгалтерские записи 2017 г.:

Дебет 99-1 Кредит 90-9

— 50 000 руб. — отражен убыток от основной деятельности (основание — бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 68 Кредит 99-2

— 10 000 руб. — отражен условный доход по налогу на прибыль (бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 09 Кредит 68

— 10 000 руб. — признан отложенный налоговый актив (бухгалтерская справка-расчет);

Бухгалтерские записи 2018 г.:

Дебет 90-9 Кредит 99-1

— 100 000 руб. — отражена прибыль от основной деятельности (бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 99-2 Кредит 68

— 20 000 руб. — отражен условный расход по налогу на прибыль (бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 68 Кредит 09

— 10 000 руб. — погашен отложенный налоговый актив.

Очередность переноса убытка на будущее

В порядке переноса убытка на будущее соблюдается очередность.

Согласно положениям п. 3 ст. 283 НК РФ в случае, когда убытки были получены не в одном, а нескольких налоговых периодах, при их переносе должна соблюдаться очередность: сначала нужно переносить убыток, полученный в самый ранний год, а за ним в порядке возрастания года убытки, полученные в более поздние периоды.

Пример 2

По итогам 2012 г. организация получила убыток в размере 300 000 руб., по итогам 2013 г. — убыток в сумме 400 000 руб. Все последующие годы организация работала с прибылью, однако не уменьшала налоговую базу 2014—2016 гг. на убытки прошлых лет.

В 2017 г. организация получила прибыль в размере 800 000 руб. и решила перенести на этот год убытки прошлых лет.

При расчете налога на прибыль за 2017 г. она вправе учесть убыток в размере 50% от прибыли за 2017 г. — 400 000 руб. (800 000 руб. х 50%). Поэтому организация вправе учесть полученный в 2012 г., убыток в сумме 300 000 руб., а также часть убытка за 2013 г. в размере 100 000 руб. (400 000 руб. – 300 000 руб.).

Таким образом, налоговая база организации за 2017 г. будет равна 400 000 руб.

Остаток неперенесенного убытка за 2013 г. в сумме 300 000 руб. (400 000 руб. – 100 000 руб.) компания сможет учесть в последующие годы без ограничительного десятилетнего срока переноса убытков.

Вид и сроки хранения документов, подтверждающих убытки прошлых лет

Организация, признающая убытки прошлых лет, обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков (п. 4 ст. 283 НК РФ).

Налоговый кодекс не конкретизирует состав таких документов.

Тем не менее налоговики настаивают на том, что у компании должны сохраняться все первичные документы за календарный год, по итогам которого она получила убыток (накладные, акты выполненных работ, акты оказанных услуг, счета, ведомости, акты приема-передачи, кассовые и товарные чеки и др.). Такого же мнения придерживается Минфин России (письма от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278 и от 23.04.2009 № 03-03-06/1/276)

Стоит уточнить, что речь идет не о карточках учета, оборотно-сальдовых ведомостях или налоговых регистрах, а именно о первичных документах подтверждающих сумму убытка.

Хранить документацию, подтверждающую убытки прошлых лет, нужно постоянно, пока списывается убыток в уменьшение налоговой базы и до полного его списания. Иначе не исключены спорные моменты с налоговиками.

Срок, в течение которого налогоплательщики обязаны хранить документы, установлен п. 1 ст. 23 НК РФ и составляет четыре года. То есть в течение четырех лет налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих доходы, расходы, уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ. Поэтому, и после полного погашения суммы убытка, документы, подтверждающие этот факт, должны храниться еще четыре года (см. письмо Минфина России от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

Таким образом, первичные документы, подтверждающие сумму убытка, надо хранить в течение всего срока переноса убытка плюс еще четыре года после окончания года, в котором убыток был полностью списан (подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 283 НК РФ). Это надо делать и тогда, когда правильность расчета суммы убытка была подтверждена выездной налоговой проверкой (письмо Минфина России от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

Важно!

Налогоплательщик, заявляя убытки в налоговом учете, обязан доказать их правомерность и обоснованность. При отсутствии подтверждающих документов, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда налогоплательщик уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, возникает риск неблагоприятных налоговых последствий.

Отсутствие документов, подтверждающих объем понесенного убытка, предполагает утрату налогоплательщиком права переносить убытки прошлых лет как не подтвержденные документально в расчет налоговой базы по налогу на прибыль за текущий налоговый период.

Такое решение изложено в постановлении ФАС Поволжского округа от 29.03.2011 по делу № А49-4451/2010, в котором также сказано, что, если при проведении выездной налоговой проверки налоговики не истребовали документы первичного учета в подтверждение убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база по налогу на прибыль, налогоплательщик в ходе такой проверки должен был самостоятельно представить документы, подтверждающие размер убытков прошлых лет.

Таким образом, перед тем как уменьшить налоговую базу текущего года на сумму убытков прошлых лет, компании целесообразно удостовериться в наличии документов, подтверждающих величину и период возникновения убытков, которые она планирует переносить на будущие периоды.

Отражение убытка прошлых лет в декларации по налогу на прибыль

Приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль, Порядок ее заполнения и Формат представления в электронной форме.

Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ признается утратившим силу.

Таким образом, новую форму декларации по налогу на прибыль необходимо применять к отчетности за 2016 г.

В налоговом учете для подтверждения убытка прошлых лет компания согласно требованиям абз. 1 ст. 315 НК РФ производит расчет налоговой базы с нарастающим итогом с начала года за отчетные и налоговый периоды.

В декларации по налогу на прибыль указывают:

— в строке 140 Приложения № 4 к листу 02 декларации — сформированную налоговую базу, которую возможно уменьшить на сумму убытка;

— по строке 010 Приложения № 4 к листу 02 — тот остаток убытка, который не был перенесен, но имеется на начало нового налогового периода.

Данный показатель является, по сути, неперенесенным убытком, полученным за предыдущие годы.

Важно отметить, что сумма, обозначенная в строке 010, расшифровывается в строках 040—130 в зависимости от того, в каком году сформировалась соответствующая часть убытка.

А значение по строке 140 должно быть равно значению строки 100 листа 02 подаваемой декларации по налогу на прибыль.

Следует также проверить, чтобы сумма убытка, принимаемая уменьшение налоговой базы в текущем налоговом периоде и отраженная в строке 150, не была больше значения по строке 140.

Показатель строки 150 следует перенести в строку 110 листа 02 налоговой декларации.

Следует отметить, что Приложение № 4 к Листу 02 включается в декларацию только за I квартал и налоговый период.

Пример 3

Организация получила убыток по итогам 2016 г. в размере 2 000 000 руб.

В 2017 г. организация работала с прибылью, которая нарастающим итогом с начала года составила:

— за I квартал — 400 000 руб.;

— за полугодие — 800 000 руб.;

— за девять месяцев — 1 600 000 руб.;

— за год — 2 000 000 руб.

При расчете налоговой базы организация учла:

— за I квартал 2017 г. — часть убытка за 2016 г. в сумме 200 000 руб.;

— за полугодие 2017 г. — часть убытка за 2016 г. в сумме 400 000 руб.;

— за девять месяцев 2017 г. — часть убытка за 2016 г. в сумме 800 000 руб.;

— за 2017 г. — часть убытка за 2016 г. в сумме 1 000 000 руб.

Остаток неперенесенного убытка за 2016 г. на 1 января 2018 г. составляет 1 000 000 руб. (2 000 000 руб. – 1 000 000 руб.).

В I квартале 2018 г. организация получила прибыль в сумме 600 000 руб. При расчете налоговой базы организация учла остаток убытка за 2016 г. в сумме 300 000 руб.

Эти суммы будут отражены в декларации по налогу на прибыль, как показано во фрагментах 1—6.

Прикрепленные файлы: