Когда в неустойчивой внешней среде руководители компаний сталкиваются с новыми реалиями, приоритетной для них становится работа с данными, информацией и аналитикой. Она необходима для оценки происходящих изменений в бизнесе, внешней среде, а также для принятия обоснованных решений особенно в области использования новых технологий, поиска новых бизнес-моделей и пр. Для бизнеса важно идти по пути инноваций, которые будут определять его развитие в перспективе. Куда при этом направить основное внимание и ресурсы для достижения поставленных целей и результатов?
На уровне предприятия инновации являются критическими, чтобы ими управлять, нужно знать, понимать их суть, природу и учитывать основополагающий принцип развития.
Реализовать основной принцип развития на практике
Одна из возможностей прийти к инновациям состоит в передаче бизнес-процессов на аутсорсинг1. Для реализации инноваций на практике требуются инвестирование в определенные ресурсы и поиск способов их финансирования. Поэтому бизнес в первую очередь интересует вопрос коммерциализации инноваций.
Но все это лишь одна сторона или половина инновационного процесса — материализация инноваций на практике в конкретных формах: продуктах, структурах, бизнес-процессах, моделях, методах управления. Со временем при изменении факторов внешней среды отдача и результативность от нее снижаются, и их нужно либо корректировать, либо использовать другие, более эффективные.
Другая сторона инновационного процесса — знания (ноу-хау), накопленный опыт, работа с данными, информацией, идеями с целью поиска новых возможностей для развития бизнеса, разработка программ по развитию инноваций. Знания становятся главным капиталом. Благодаря новым технологиям бизнес может расти очень быстрыми темпами, использовать только необходимое количество ресурсов в конкретный момент для достижения целей и показывать более высокую эффективность по сравнению с традиционными моделями управления не только предприятиями, но и объединениями и отраслями2.
Такое целое и неделимое понимание инвестиционного процесса как знаний и их реализации на практике в конкретных действиях, формах и результатах, вытекает из цикличности основного принципа развития через взаимодействие двух взаимодополняющих сил (знания — действия). В этом и состоит потенциал, возможности инноваций, именно на этом принципе строятся все новые подходы и методы.
Чтобы использовать этот принцип на практике, нужно организовать специалистов-экспертов для поиска и изучения новых возможностей, моделирования альтернативных вариантов и выбора оптимального для принятия решения по осуществлению того или иного действия или нововведения. Может потребоваться разобрать, демонтировать построенные ранее структуры, механизмы, если они уже не действенны или не способствуют развитию стратегического направления бизнеса.
Однако на практике этот принцип часто нарушается и используется односторонний подход. Приведем пример.
По мнению большинства руководителей частных российских промышленных компаний (66,4%), главным фактором роста производительности труда должно стать целевое государственное финансирование мероприятий в этой области. 45% рассчитывают на налоговые льготы. И только 18,1% «директорского корпуса» считают полезным создание реестра технологических решений для отрасли, своеобразной «базы знаний» — возможных инструментов и лучших российских и международных практик для тиражирования на предприятии своей отрасли3.
Такой подход ведет к деградации руководителей и специалистов. Ведь никто заранее не знает, какие задачи придется решать завтра.
Развитие и внедрение инноваций требуют от участников процесса преодоления сложившихся привычек, традиционных режимов работы, измения способов ведения дел. Создание внешних стимулов имеет воздействие только до определенной поры, признаются эффективные новаторы.
Сотрудничество на межфункциональном уровне дает больший эффект, чем приобретение новых навыков или бизнес-процессов
Чтобы способствовать инновациям и эффективно осуществлять их на практике, необходимы:
-
специалисты, которые могут думать о процессах с более гибкими подходами (аджайл) и быстро осваивать новые функциональные возможности;
-
аналитика, работа с данными и информацией, постоянное изучение изменений во внешней среде, новые технологии, бизнес-модели;
-
коммуникационные навыки, сотрудничество внутри компании и кооперация предприятий в цепочке создания стоимости.
Формирование кросс-функциональных команд, связывающих продажи, дистрибуцию, маркетинг, экономику, финансы, обслуживание клиентов и другие критические области бизнеса, предполагает использование инструментов совместной работы. Выход на такой уровень сотрудничества дает больше, чем приобретение набора новых навыков и бизнес-процессов и часто требует изменения культуры, привычных способов поведения, отмечают эксперты.
Аналитической работой занимаются, как правило, специалисты по контроллингу и/или финансам. Владея расширенными аналитическими и коммуникационными навыками, они могут помочь специалистам других подразделений/отделов использовать данные для принятия обоснованных решений. Такой перспективный аналитик может наладить связь между стратегическим и операционным уровнями. В этой связи меняется роль финансовых специалистов.
Более половины (52%) финансовых руководителей компаний в Европе в настоящее время в основном ориентированы на информирование и консультирование бизнеса о том, как он может достичь цели роста. А 56% работают с линейным бизнесом более тесно, чем когда-либо прежде. Таковы результаты одного из обзора компании Oracle в 2016 г.
Уделять больше времени и внимания аналитике и тем самым развитию бизнеса позволяют программные средства. Они помогают финансовым департаментам/отделам повышать эффективность их работы в результате автоматизации рутинных действий, например традиционных учетных и транзакционных операций, а также мониторить риск, проводить контроли, проверять соответствие нормативным требованиям (комплаенс).
А какие приоритеты у финансовых директоров российских компаний и какими методами и инструментами они предполагают пользоваться на практике?
Каждая третья компания ищет новые стратегические подходы и более эффективные ИТ-решения с быстрой отдачей
Главной задачей многих российских компаний является повышение эффективности бизнеса. Ее решение финансовые директора связывают по большей части с автоматизацией бизнес-процессов. В качестве основных направлений рассматриваются:
-
оптимизация или стандартизация бизнес-процессов (78%);
-
повышение гибкости использования существующих ресурсов (50%);
-
сокращение затрат на подразделения ИТ (34%)4 (рис. 1).
Оптимизация затрат остается для российских компаний доминирующим трендом. В этой стратегии на ближайшие три года финансовые руководители указали следующие приоритеты:
-
снижение издержек (75%);
-
развитие уже внедренных систем (43%);
-
поиск принципиально новых стратегических подходов (33%);
-
замена ранее внедренных ИТ-решений в пользу менее затратных альтернатив (33%).
Новые стратегические подходы и более эффективные ИТ-решения ищет каждая третья компания (рис. 2).
Сегодня оптимизация подразумевает не столько сокращение ИТ-бюджетов или заморозку ИТ-инициатив, сколько перераспределение затрат и смещение фокуса на более эффективные технологии, обеспечивающие более быструю и понятную отдачу и учитывающие глобальные тренды развития отрасли ИТ (облачные сервисы, интернет вещей, аналитика больших данных и пр.).
52% финансовых директоров крупных российских компаний считают облака важнейшим инструментом оптимизации бизнеса (рис. 3).
В пользу облачных сервисов говорят такие аргументы, как сокращение капитальных расходов и расходов на обслуживание, поддержка и обновление ИТ, снижение трудозатрат, возможность четкого планирования инвестиций. Так, 75% руководителей видят в облачных решениях возможность для сокращения затрат на ИТ, половина — для минимизации капитальных расходов.
Кроме того, облачные вычисления способствуют инновациям в бизнесе: позволяют быстрее реагировать на спрос и выходить на рынок с новыми продуктами или услугами. Более трети опрошенных отмечают также возможность ускорить разработку и выведение новых продуктов на рынок. Это, в первую очередь, критично для банков и операторов, где цикл запуска нового продукта занимает в среднем от полугода до года (рис. 4).
Вместе с тем задача перехода в облако, по мнению экспертов исследовательской компании Gartner, состоит в том, чтобы стать более подготовленными к новым возможностям в области цифрового бизнеса, в том числе ИТ-решений следующего (нового) поколения, таких как интернет вещей. При этом цель состоит в том, чтобы:
-
создать новую ИТ-архитектуру;
-
выстроить другую операционную философию.
Облачные технологии оправдывают ожидания компаний по многим аспектам, однако переход на корпоративную облачную модель также требует целостного подхода — предварительного и тщательного изучения круга вопросов, связанных как с самими технологиями, так и бизнесом.
Конструктивное взаимодействие руководителей ИТ подразделений, бизнеса и финансовых директоров и соответствующих специалистов позволит подготовить и принять оптимальное решение, чтобы воспользоваться преимуществами новых технологий. В этом и проявляется действие основного принципа развития. Иначе такие вопросы придется решать в процессе эксплуатации, но это потребует гораздо больше средств, ресурсов, о чем говорит практика использования облачных вычислений в ряде европейских компаний.
Барьеры при освоении облаков можно превратить в мощный рычаг достижения целей
Критически важным для организаций является интеграция и управление данными, тем не менее почти половина европейских компаний, переходя на облачные технологии, сталкиваются с проблемами:
-
роста затрат на облачную интеграцию;
-
повышения степени изолированности данных.
Одна из причин — отсутствие интегрированного подхода. Более 60% совокупных ИТ-затрат компаний управляются не ИТ-службами, а отдельными бизнес-подразделениями, которые по отдельности внедряют ИТ-системы, что усложняет реализацию всех преимуществ облачных сервисов, на которые подписываются компании.
Использовать преимущества облачных вычислений в полной мере препятствуют:
-
«теневые ИТ-затраты» (shadow IT) — увеличение ИТ-затрат за пределами ИТ-служб, по мнению 95% респондентов, являются главной причиной усложнения. Предоставление бизнес-подразделениям возможности независимо управлять собственными ИТ-затратами приводит к росту проблем с безопасностью, затрудняет управление финансированием и ослабляет контроль компании над ИТ (33%);
-
традиционные модели финансирования ИТ — так считают более 70% менеджеров, ответственных за принятие решений по бизнесу и 33% — по ИТ. При этом 70% респондентов считают, что новая модель финансирования облачных технологий позволит ИТ-службам предоставлять бизнесу больше облачных сервисов, и поможет компании сократить затраты;
-
сложившаяся ИТ-культура компаний непригодна для эпохи облачных вычислений (33%).
При этом эксперты в области облачных технологий отмечают два основных направления:
-
отсутствие синхронизации между направлениями бизнеса и единой стратегии облачных вычислений, поскольку в компаниях нет представителя, контролирующего все технологические инвестиции;
-
безопасность, которая в предшествующие годы была серьезным барьером для облачных инвестиций, станет ключевым приоритетом для всех направлений бизнеса5.
К сведению
10 облачных прогнозов на ближайшие годы
1. Критически важные рабочие нагрузки начнут переводить в облако
Перспективы перевода в облако всех корпоративных рабочих нагрузок обсуждаются давно, однако пока этого не произошло. Главным барьером для облачной миграции остается отсутствие обязательств и гарантий в отношении поддержки соглашений об уровнях обслуживания. С одной стороны, поставщики облачных сервисов ограничивают свою ответственность, поскольку у них нет специалистов для поддержки пользовательских портфолио, с другой — не могут обеспечить достаточный контроль в публичном центре обработки данных для самостоятельного управления соглашениями об уровнях обслуживания.
Поставщик IaaS-решений, обладающий наилучшими возможностями для принятия большей ответственности и удовлетворения потребностей заказчиков в контроле, станет тем, кто запустит облачную миграцию в 2017 г.
2. Сократится число корпоративных ЦОД
Поскольку организации переориентируют ИТ-затраты на облачные вычисления, они начнут перемещать рабочие нагрузки из корпоративных центров обработки данных на специализированные площадки, управляемые и поддерживаемые поставщиками корпоративных облачных сервисов.
Уже сейчас эксперты ожидают уменьшения прямых инвестиций в вычислительные мощности, средства хранения данных и сетевые сервисы.
3. Корпоративное облако становится самой безопасной средой для ИТ-обработки
Ландшафт угроз безопасности в этом году будет очень изменчивым. В связи с внешними угрозами и потребностью совершенствовать управление и конфиденциальность, безопасность станет ключевым приоритетом для всех направлений бизнеса. Именно требования суверенности, конфиденциальности данных и проблемы контроля будут приводить новые организации в облако.
4. Цифровая трасформация превращается в норму
Цифровые технологии предоставляют компаниям беспрецедентные возможности для расширения бизнеса, внедрения инноваций и создания дополнительных выгод. Чтобы реализовать их, необходимы новые интегрированные облачные инструменты, которые будут осваивать в текущем году все больше компаний.
5. интеллектуальные приложения станут нормой
Программное обеспечение, поддерживающее интернет-магазины и сервисы воспроизведения музыки по требованию, — примеры распространенной формы искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI), многие используют их каждый день. Такие системы основываются на технологической инфраструктуре, которая может импортировать, анализировать и интерпретировать огромные объемы данных и, исходя из полученных результатов, выполнять определенные действия без участия человека. Со временем они станут неотъемлемой составляющей обслуживания клиентов и других бизнес-операций.
Интеллектуальные приложения смогут автоматически рекомендовать конкретные действия и рационализировать бизнес-задачи.
6. Развитие AL-сектора
AI-технологии и робототехника заняли нишу в производственном секторе, но их выгоды могут быть использованы и в других отраслях. Развитие AI-сектора стимулируется взрывным ростом объемов данных. Алгоритмы машинного обучения обнаруживают закономерности в невероятно больших объемах цифровой информации, используют эти данные для обучения и становятся все более совершенными. Эксперты полагают, что компании, игнорирующие технологии на базе искусственного интеллекта, будут похожи на «человека, защищающегося ножом в перестрелке».
7. Разработчики будут делать больше, кодируя меньше
Разработчики облачных приложений будут использовать новый инструмент для повсеместного распространения визуального программирования или разработки с минимальным кодированием, позволяющим быстро и просто разрабатывать и расширять корпоративные приложения.
Специалисты по разработке приложений должны сосредоточиться на проектировании пользовательских интерфейсов.
8. стимулирование инноваций в малом бизнесе
Облако станет катализатором роста малого бизнеса, позволяя небольшим компаниям внедрять инновации, осваивать новые рынки и разрушать сложившееся положение вещей, сохранять прибыльность.
Цифровая экономика предполагает конкуренцию компаний любых размеров на основе преимуществ, поддерживаемых технологиями. Одни развивают существующие практики ведения бизнеса, другие стремятся запускать новые сервисы, использующие огромные возможности недорогих вычислений. Раньше доступ к таким высокопроизводительным ресурсам был слишком дорогим для небольших компаний — требовал первоначальных затрат в размере 100 млн долларов, теперь это доступно за 10 дол. в час.
9. 60% ИТ-служб переведут управление важнейшими ИТ-системами в облако к 2020 г.
Более 90% компаний имеют множество инструментов для управления корпоративными системами, но лишь 6% доверяют своим неполным данным. Поскольку многие организации осваивают методы DevOps (от development и operations) — практики активного взаимодействия и интеграции специалистов по разработке и ИТ-обслуживанию для быстрого создания и обновления программных продуктов и сосредотачиваются на цифровых средах, им потребуется исключить фрагментированность управленческих данных и применять машинное обучение, чтобы не отставать.
Некоторые уже используют облачные средства управления системами, объединяя управленческие данные для множества облаков и собственных площадок. Другие получают преимущества от анализа данных, применяемого к задаче операционного управления. Многие облачные инструменты созданы исключительно для облачных систем. Но только интеллектуальный, единый облачный подход, применяющий машинное обучение ко всему набору операционных данных, охватывает любые системы.
10. 50% рабочих нагрузок по тестированию и разработке будут в облаке
Развертывая программные и аппаратные системы на собственных площадках, ИТ-службы должны приобретать, лицензировать и конфигурировать все для создания сред разработки, соответствующих промышленным рабочим средам. Миграция рабочих нагрузок по разработке и тестированию (DevTest) в облако позволит отрасли сэкономить 150 млрд долл. США, по оценке экспертов, а широкое освоение таких облачных сервисов приведет к созданию новых средств разработки приложений, включающих разработку с минимальным программированием, инструменты для микросервисов и поддержку всех платформ и языков.
Источник: Oracle
1 «Инновации: реальные возможности в аутсорсинге бизнес-процессов», «ЭЖ», 2017, № 05, с. 16—17.
2 «Что такое промышленный интернет и как он влияет на экономику», «ЭЖ», 2016, № 38, с. 18—19.
3 «Кто ответит за производительность труда», «ЭЖ», 2017, № 08, с. 1—2.
4 Результаты исследования «Облачные сервисы в России: взгляд финансовых директоров», проведенное по заказу Oracle в России, 2016.
5 По данным отчета Oracle «Культурная трансформация как основа успеха в облаке».