Применяемый исследовательским холдингом «Ромир» индекс-дефлятор показал, что в прошлом мае потребительские цены для городского населения страны не выросли, как ранее сообщил Росстат, а сократились. И накопленный с начала года рост потребительских цен, согласно подсчетам холдинга, заметно ниже официального.
Периодически стоит напоминать, на чем базируются расчеты индекса-дефлятора, которым пользуются эксперты «Ромира». В основе методики, по их словам, лежат данные о реальных ценах и потреблении россиян, полученные с помощью панели домохозяйств Romir Scan Panel. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008—2015 гг. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации (распространенностью товарной группы), в каждой из которых были выбраны отдельные товары с максимальной распространенностью. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров специалисты «Ромира» проанализировали фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 гг., после чего произвели расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.
Так вот, в мае значение дефлятора после роста в апреле опять оказалось в минусовой зоне. Относительно апреля дефлятор потерял 0,9%, тогда как официальная инфляция составила 0,4%. Таким образом, констатируют эксперты холдинга, накопленное значение дефлятора с начала года оказалось на отметке в 1%, а официальная инфляция достигла 1,7%. То есть, поясняют они, по итогам мая дефлятор оказался ниже уровня инфляции на 0,7 п.п.
С учетом сокращения среднего чека в мае, но на фоне общего роста расходов минусовое значение дефлятора подтверждает гипотезу аналитиков «Ромира» о возврате россиян к стратегии интенсивного шопинга. Как они и писали в предыдущих обзорах, наши соотечественники в мае опять вернулись к модели посещения большего числа торговых точек в поисках наиболее привлекательных ценовых предложений.
За набор повседневных продуктов россиянам удалось заплатить на 2,6% меньше, чем месяцем ранее.