Соглашение стран ОПЕК и других производителей нефти об ограничении добычи привело к снижению запасов черного золота и стабилизации мирового рынка, отмечали участники «Российской энергетической недели». Однако цены на нефть вряд ли поднимутся в ближайшие годы на прежние высоты, поскольку глобальный рынок находится под давлением сланцевой нефти и развития альтернативных источников энергии.
Совместные действия стран ОПЕК и других государств — производителей нефти, подписавших соглашение об ограничении добычи, позволили, по оценке Президента РФ Владимира Путина, добиться стабилизации рынка нефти и создали условия для инвестиций в мировой нефтяной сектор. «Мы не только добились стабилизации рынка нефти — перед нами сегодня открываются возможности для реализации перспективных проектов, для технологического взаимодействия, потому что инвестиции вернулись в этот сектор мировой экономики», — подчеркнул глава государства.
Объемы сокращения добычи, предусмотренные в соглашении, были выполнены в целом на 103%. Россия пообещала сократить свою добычу на 300 000 баррелей в сутки и выполнила это обязательство. Срок действия соглашения заканчивается в марте 2018 г., и сейчас многие страны обсуждают возможность его продления.
«То, что мы сделали вместе с ОПЕК, считаю, идет на пользу всей мировой экономике, — прокомментировал сложившуюся ситуацию В. Путин. — Будем ли мы продлевать эти договоренности или нет, будет зависеть от того, как будет складываться ситуация на мировом рынке. В принципе я такого не исключаю, но мы будем исходить из тех реалий, которые сложатся на март 2018 г.». Говоря о возможном сроке продления соглашения, Президент РФ сказал, что это будет минимум конец 2018 г.
Массированное сокращение добычи нефти происходит, по оценке генерального секретаря ОПЕК Мохаммада Баркидо, во всех регионах — как на материковых объектах, так и шельфовых месторождениях. «Это дает мне уверенность говорить, что нам удалось восстановить стабильность на устойчивой основе для нашей отрасли, — подчеркнул он. — Фундаментальные показатели, которые сложатся к марту следующего года, дадут нам повод решать, достигли ли мы цели балансировки на этом рынке».
Вместе с тем стабильность мирового нефтяного рынка предполагает сохранение уровня цен на существующем уровне, который сложился сейчас, — немногим выше 50 долл. за баррель.
Одним из факторов, которые будут сдерживать рост нефтяных котировок, остается сланцевая нефть, добыча которой начинает активизироваться, когда повышаются цены на традиционных месторождениях черного золота.
Еще одним барьером, ограничивающим рост нефтяных цен, являются альтернативные источники энергии. «В целом стоимость использования возобновляемых источников энергии существенно сократилась, и появляются новые возможности для развития этих технологий в промышленных масштабах, — заметил генеральный директор Международного агентства по возобновляемым источникам энергии Аднан Амин. — Например, стоимость технологии производства солнечных батарей за последние несколько лет сократилась на 80%. Цена генерации ветра сократилась на 60%».
Тем не менее говорить о закате эпохи углеводородов явно преждевременно. «Мы часто слышим о том, что стоимость инвестиций в возобновляемые источники энергии сокращается, — констатировал генеральный секретарь Форума стран — экспортеров газа Сейед Адели. — Я согласен с тем, что развитие технологий помогает этим затратам сокращаться. Но все-таки тут мало что может сравниться с низкозатратным природным газом, который в изобилии можно найти на Ближнем Востоке и в странах СНГ».
Кроме того, для газа уже существует построенная разветвленная инфраструктура. И, вместо того чтобы вкладываться в развитие других источников топлива, можно с успехом использовать газ, поскольку здесь уже заложена необходимая инфраструктурная база.
«Да, возобновляемые источники энергии — это прекрасно, но сложно полностью полагаться на них при удовлетворении спроса на энергоресурсы, например, африканских стран. Это будет невозможно, — заметил г-н Адели. — Мы говорим, что газ — это актив, запасы которого сегодня обильны, технологии добычи доступны, а цены — приемлемы. И это не просто девиз, это отражает реальность и соответствует нашим прогнозам до 2040 г».