Стратегические угрозы экономике

| статьи | печать

В условиях прогрессирующего кризиса обеспечение экономической безопасности является одной из приоритетных задач государства. Сегодня к числу основных внутренних угроз национальной экономике относятся преступность, коррупция и теневая экономика. Перечисленные проблемы снижают инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность России на международной арене. Для их решения в мае текущего года была утверждена Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года.

Криминальная «тройка»

В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года (далее – Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208, под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов.

Важнейшими из 25 основных угроз (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере), обозначенных в Стратегии, являются высокий уровень криминализации и коррупции, а также сохранение значительной доли теневой экономики. Для их минимизации предлагается не допускать избирательного правоприменения в отношении предпринимателей, предупреждать рейдерские захваты, преднамеренные банкротства и другие преступления в хозяйственно-финансовой сфере, в том числе совершаемые с помощью правоохранительных и контролирующих органов, а также предотвращать появление коррупционных схем.

О неудовлетворительном состоянии законности в экономике говорит и прокурорская отчетность (см. рис. 1). В 2016 году прокуроры выявили 1,1 млн правонарушений, в том числе 123,6 тыс. незаконных правовых актов. По материалам прокурорских проверок было возбуждено 8,4 тыс. уголовных дел. Почти 170 тыс. нарушений касалось защиты прав предпринимателей1.


В свою очередь аудиторы Счетной палаты РФ обнаружили 3,8 тыс. нарушений (+11,6% к 2015 году) на общую сумму 965,8 млрд руб. (+87%). В общем объеме выявленных правонарушений 56% приходилось на формирование и исполнение бюджетов, проведение госзакупок, а 35% – составление и представление бюджетной и бухгалтерской отчетности.

Учитывая широкий диапазон угроз экономической безопасности России, остановимся на них подробнее.

Криминализация экономики

По данным ГИАЦ МВД России, за последние 9 лет (2008–2016 годы) общее число регистрируемых преступлений экономической направленности сократилось в 4 раза (с 448,8 до 108,7 тыс.), а тяжких и особо тяжких – почти вдвое (с 124 до 65,1 тыс.). Удельный вес таких преступлений в общей структуре преступности снизился с 14% до 5%. Однако размер материального ущерба по оконченным уголовным делам, наоборот, вырос – с 142,5 млрд до 398 млрд руб. Максимальный размер ущерба был зафиксирован в 2009 году – 1 трлн руб.2

Что касается преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), то их регистрация сократилась с 80,7 до 28,9 тыс. При этом заметно снизилось число деяний, совершенных в крупном и особо крупном размерах. Среди выявляемых преступлений преобладают фальшивомонетничество и отмывание денег. Однако наиболее криминализированными сферами экономики остаются потребительный рынок, природоресурсные отрасли (лесная, рыбная, драгметаллы и ТЭК) и внешнеэкономическая деятельность.

Основными причинами «снижения» регистрации экономической преступности являются:

– гуманизация уголовного законодательства,

– перманентное реформирование полиции,

– повышение нагрузки на ее сотрудников,

– их неосведомленность о планируемых и совершаемых преступлениях.

Последнее обстоятельство обусловлено незаинтересованностью бизнесменов в сотрудничестве с правоохранителями из-за недоверия и отсутствия гарантий собственной безопасности и сохранности имущества.

В последнее время наблюдается динамичный рост киберпреступлений (мошенничеств и краж, совершаемых с помощью сети Интернет). Существующие правила эксплуатации киберпространства позволяют обеспечивать анонимность действий и существенно осложняют идентификацию пользовательского оборудования преступников. Большинство киберпреступлений совершается с использованием вредоносных программ, а также специфических возможностей операционных систем, позволяющих получить удаленный доступ к информационным ресурсам, в том числе находящимся в госсобственности или отражающим финансово-хозяйственную деятельность компании. По данным Центробанка, в 2016 году количество несанкционированных операций с использованием платежных карт выросло на 13,8% (с 260 до 296 тыс.), а объем ущерба по ним достиг 1,08 млрд (1,15 млрд) руб. В свою очередь число несанкционированных транзакций по корпоративным счетам сократилось с 1074 до 717, а их объем – с 3,79 млрд до 1,89 млрд руб. Основной целью злоумышленников являются не крупные предприятия, а малый и средний бизнес. При этом если средний объем несанкционированной транзакции по картам составлял 3,7 тыс. руб., то по счетам юрлиц – уже 2,7 млн3.

Коррупция

В соответствии с Законом № 273-ФЗ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача (получение) взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц. То есть коррупция – это злоупотребление властью для получения личной выгоды.

Как показывает практика, значительная часть коррупционных преступлений совершается в интересах юрлиц. Наиболее часто встречаются деяния, связанные с передачей денежных средств за освобождение от административной ответственности, обеспечение победы по итогам участия в конкурсных процедурах (в том числе при размещении госзаказов), выделением земельных участков или помещений, предоставление преференций в ходе осуществления разрешительных процедур.

Согласно опросу Торгово-промышленной палаты России, 32% из 3,5 тыс. предпринимателей признались в передаче неофициальных платежей (подарков) чиновникам. В силу экономического кризиса наиболее распространенная сумма взяток – 3–10 тыс. руб. (ранее 25–150 тыс.). Тройка самых коррумпированных сфер осталась прежней: получение разрешений и справок, госзакупки, госконтроль (надзор). Каждый 20-й респондент отметил коррупцию в природоохранной сфере (вывоз ТБО, вырубка леса, сброс сточных вод и т. д.)4.

Теневая (ненаблюдаемая) экономика

Кризисная экономическая ситуация, связанная с неэффективным управлением и выбранной моделью развития, привела к росту теневой экономики (охватывает деятельность по производству товаров и услуг, не учитываемую регулярным статистическим наблюдением, которая подлежит включению в расчеты ВВП)5.

Ненаблюдаемая экономика включает в себя:

– скрытую деятельность – производство и обращение товаров и услуг, разрешенные законом, но скрываемые (полностью или частично) в целях утаивания доходов, невыплаты налогов;

– незаконную (подпольную) – производство, обращение и использование запрещенных законодательством товаров и услуг (наркотики, проституцию, оружие, азартные игры).

В настоящее время при корректировке ВВП на «операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами» (в 2015 году – 16,2% ВВП) Росстат выделяет лишь две категории: теневые операции всех юрлиц (5,7%) и все операции неформального сектора, включая продукцию, произведенную домохозяйствами для собственных нужд (10,5%)6. Однако существуют и альтернативные оценки теневой экономики. Согласно исследованию международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), Россия занимает 4-е место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира, включающего 28 стран (см. рис. 2).


Эксперты определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы госрегулирования, налогообложения или надзора. Объем теневой экономики в РФ – 33,6 трлн руб. (39% ВВП)7.

Занятость в неформальном секторе экономики по итогам прошлого года достигла рекордного размера – 15,4 млн человек, или 21,2% от общего числа занятых. К числу неформально занятых относятся лица, работающие на незарегистрированных предприятиях: самозанятые, фермеры, индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму, а также члены семьи. Поэтому в неформальный сектор не включаются лица, работающие на предприятиях без оформления договора или получающие там «серые» зарплаты. Росстат рассчитывает объем неформального сектора как разницу между числом всех занятых в экономике и количеством рабочих мест, замещенных в юрлицах.

Неформальный сектор непрерывно растет с 2011 года и за это время увеличился на 4 млн человек8. Больше всего неформальная занятость характерна для южных регионов страны, а среди отраслей экономики по этому критерию лидируют торговля и ремонт, сельское хозяйство и строительство – совокупно в них заняты 9 млн человек.

Перечисленные проблемы безусловно снижают инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность национальной экономики. Об этом наглядно свидетельствует доклад Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2017–2018». Согласно ему среди 137 изученных стран по уровню взяточничества Россия занимает 78-е место, ущерба, причиняемого преступностью и насилием, – 69-е, организованной преступности – 86-е, независимости судов – 90-е, надежности полиции – 98-е место.

В этой связи системное противодействие экономической преступности и коррупции, а также сокращение объемов теневой экономики являются одним из ключевых факторов улучшения инвестиционного климата. Надежду на изменение сложившейся ситуации дает не только принятие упомянутой Стратегии, но и своевременная корректировка отраслевого законодательства в целях устранения содержащихся в нем пробелов и коррупциогенных норм, а также надлежащая реализация федеральных/региональных антикриминальных (антикоррупционных) программ.

1 Состояние законности и правопорядка в РФ в 2016 году. М.: Генеральная прокуратура России. 2017.

2 Состояние преступности в России за 2008–2016 годы. М.: ГИАЦ МВД РФ.

3 Кибербезопасность РФ зависит от консолидации информационного сообщества. // http://tass.ru/politika/4406609.

4 Бизнес-барометр коррупции. // http://ach.tpprf.ru/barometer/stage2/.

5 Межгосударственный статистический комитет СНГ: рекомендации по совершенствованию оценок ненаблюдаемой экономики. М., 2000.

6 Корректировка валовой добавленной стоимости на экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab14-19-2.xls.

7ASSA (2017) Emerging from the shadows. The shadow economy to 2025. URL: http://www.accaglobal.com/content/dam/ACCA_Global/Technical/Future/pi-shadow-economy.pdf.

8 Могилевская А., Фейнберг А. Неформальная экономика выросла до рекордных размеров. // РБК. 17.04.2017.