После внедрения в жизнь онлайн-касс организации и бизнесмены буквально засыпали Минфин России и ФНС России вопросами о порядке использования таких ККТ. Отвечая на них, чиновники в большинстве случаев отделывались только цитированием общих норм законодательства. Но в сентябре появилось несколько разъяснений, проливающих свет на ряд проблемных ситуаций, а именно использование одной кассы при расчетах в магазине и через интернет, подачу заявления о постановке ККТ на учет, указание в чеке наименования товаров и скидок (баллов).
Одна ККТ для разных способов расчетов
Допустим, компания продает товары и осуществляет расчеты с покупателями как в магазине, так и через сайт в интернете. Может ли она в этом случае использовать одну ККТ?
В письме от 26.09.2017 № ЕД-4-20/19359@ специалисты ФНС России указали, что в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ) не содержится никаких ограничений для применения одного кассового аппарата для расчетов и в торговой точке, и в интернете. Но при этом формируемые кассовые чеки должны отвечать требованиям Закона о ККТ и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные для разных способов расчетов.
Так, при расчетах через интернет кассовый чек направляется покупателю в электронной форме и на бумажном носителе не печатается (п. 5 ст. 1.2. Закона о ККТ). В перечне обязательных реквизитов кассового чека, приведенных в п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ, значатся место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в интернете — адрес сайта пользователя), а также должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа в интернете). Согласно п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника в месте осуществления расчета с покупателем применяется тем же самым лицом, которое производит расчеты с покупателем.
Исходя из этих положений Закона о ККТ, налоговики пришли к выводу, что при использовании одной ККТ для расчетов в магазине и в интернете компания должна обеспечить:
-
при расчетах через интернет — выдачу чека в электронном виде с указанием адреса сайта пользователя ККТ;
-
при расчетах в магазине — выдачу чека в печатном виде с указанием адреса магазина, а также должности и фамилии лица, которое произвело расчет с покупателем.
Регистрация ККТ для расчетов через несколько сайтов
Заявление о регистрации ККТ можно подать в налоговый орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 1 ст. 4.2 Закона о ККТ). Форма заявления и порядок его заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@. Помимо прочего в заявлении нужно заполнить поле «Место установки (применения) контрольно-кассовой техники». Если ККТ будет использоваться для расчетов в интернете, в этом поле указывается адрес (адреса) сайта пользователя (п. 19 Порядка).
В электронной форме заявления длина этого поля составляет 256 символов, а в бумажном виде — 80 знакомест. А как заполнить заявление в ситуации, когда компания продает товары (услуги) через несколько сайтов и их наименования превышают длину соответствующего поля?
В письме от 26.09.2017 № ЕД-4-20/19359@ специалисты ФНС России указали, что при подаче заявления в электронной форме пользователь ККТ может указать сайты только в пределах 256 символов. К сожалению, в комментируемом письме налоговики не дали никаких рекомендаций о том, как быть в такой ситуации.
На наш взгляд, компания может подать заявление на бумажном носителе. И хотя длина полей здесь тоже ограничена, но за их пределы в некоторых случаях можно выйти. Именно такие разъяснения ранее давали налоговые органы в отношении заполнения прежней формы заявления (письма ФНС России от 03.04.2012 № АС-4-2/5537@ и от 02.04.2012 № АС-4-2/5489@). Но здесь необходимо учесть тот факт, что инспекторы при вводе в автоматизированную систему налоговых органов реквизитов из заявления о регистрации ККТ тоже придерживаются своих правил. Поэтому, чтобы не возникло претензий со стороны проверяющих, прежде чем подавать заявление на бумаге и дописывать на полях название сайтов, которые не поместились в отведенном поле, нужно обратиться за разъяснениями в налоговую инспекцию, в которой будет осуществляться регистрация ККТ.
Наименование товара (работы, услуги) в кассовом чеке
Среди обязательных реквизитов кассового чека значится наименование товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ). При этом Закон о ККТ не содержит никаких положений, конкретизирующих требования к данному реквизиту. Чем нужно руководствоваться при указании в кассовом чеке наименования товара (работы, услуги)?
По мнению налоговиков, изложенному в письме ФНС России от 26.09.2017 № ЕД-4-20/19343@, для указания наименования товара (работы, услуги) на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) можно использовать Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Оплата товара с учетом баллов
В настоящее время широко распространена практика начисления покупателям баллов за покупки. Накопленные баллы могут использоваться для оплаты будущих приобретений в компании. Но как должен оформляться кассовый чек, если часть стоимости товара покупатель оплачивает баллами?
Разъяснения на этот счет содержатся в письме ФНС России от 26.09.2017 № ЕД-3-20/6387@. В соответствии с п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, в том числе цену за единицу с учетом скидок и наценок, и стоимость с учетом скидок и наценок. В связи с этим налоговики разъяснили, что в кассовом чеке необходимо указывать цену и стоимость товара с учетом скидки (баллов).
При этом они отметили, что компания дополнительно для покупателя на кассовом чеке может отразить количество баллов и их стоимостный эквивалент. Это позволяет сделать п. 7 ст. 4.7 Закона о ККТ. В нем сказано, что кассовый чек и бланк строгой отчетности могут содержать реквизиты, не указанные в п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.