На прошлой неделе, 17 октября, Конституционный суд РФ принял значимое для судебного процесса постановление. В нем он указал, что определение Судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по результатам рассмотрения дела во второй кассации, нельзя считать новым обстоятельством, а на основании сформулированной в нем новой правовой позиции невозможен пересмотр иных дел. Но возможно, эту ситуацию удастся переломить самому ВС РФ. Дело в том, что 3 октября он утвердил проект, в котором предложил расширить перечень актов ВС РФ, при принятии которых возможен пересмотр по новым обстоятельствам.
Конституционный суд РФ вынес постановление, в котором указал, что новым обстоятельством, при возникновении которого суд вправе пересмотреть дело, определение Судебной коллегии ВС РФ не является. Речь идет о постановлении КС РФ от 17.10.2017 № 24-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.
К такому выводу КС РФ пришел, рассмотрев жалобы нескольких физлиц. Изначально они получили положительные решения судов по искам к ГУ «Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ». Помимо прочего, это были иски об индексации страховых выплат и взыскании пеней, иски о возмещении вреда здоровью. Но затем Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, разрешая аналогичное дело, пришла к противоположным выводам. На этом основании уже принятые положительные решения суды отменили со ссылкой на новое обстоятельство — принятие Судебной коллегией ВС РФ определения с противоположной позицией.
В определениях об отмене судебных актов суды сослались на положения п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ. В статье 392 ГПК РФ предусмотрен перечень новых обстоятельств, при наличии которых возможен пересмотр судебных актов. Одно из таких обстоятельств — определение (изменение) в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума ВС РФ. Таким образом, оспариваемая норма относит к новым обстоятельствам, которые являются основаниями для пересмотра дела, изменение в постановлении Президиума или Пленума ВС РФ практики применения правовой нормы. Надо отметить, что напрямую про определения коллегий ВС РФ в этой норме не говорится. Но суды действительно часто пересматривают дела по новым обстоятельствам из-за того, что в определении Судебной коллегии ВС РФ сформулирована новая правовая позиция.
В связи с этим несколько граждан обратились в КС РФ с требованием проверить конституционность п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ. Они заявили, что оспариваемая норма в силу неопределенности своего содержания позволяет считать новым обстоятельством для пересмотра вступившего в силу решения суда любое решение ВС РФ, в том числе определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. Хотя на самом деле в ней идет речь только о постановлениях Президиума и Пленума ВС РФ.
КС РФ рассмотрел жалобу и признал п. 5 ч. 4 ст. 352 ГПК РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку на самом деле в нем не предусмотрена возможность отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении Судебной коллегии ВС РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке. Но одновременно с этим КС РФ отметил, что пересмотр вступивших в силу решений может быть обусловлен изменением практики применения нормы только в таких актах ВС РФ, которые обладают свойствами окончательности. Кроме того, акты должны исходить от такого органа ВС РФ, который с точки зрения его состава предназначен для формирования и отображения единой правовой позиции данного судебного органа. А судебные коллегии ВС РФ к таковым не относятся.
Что изменят теперь в законах
КС РФ обязал законодателя внести в ГПК РФ изменения, касающиеся пересмотра дел по новым обстоятельствам.
Во-первых, предусмотреть возможность пересмотра вступивших в силу решений только при условии указания в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы по делам со схожими обстоятельствами.
Во-вторых, законодателю необходимо закрепить недопустимость придания обратной силы правовым нормам, ухудшающим положение граждан в их правоотношениях (пенсионных, жилищных, трудовых, по социальному обеспечению и др.) с органами власти. По мнению Европейского суда по правам человека, если государство добилось возобновления производства по делу путем принятия нового законодательства и придания ему обратной силы, это свидетельствует о возможном нарушении права на справедливое судебное разбирательство. Такой подход Европейский суд по правам человека рассматривает как недопустимое использование государством своих правомочий, не сопоставимых с возможностями индивида, по изменению нормативного регулирования (или толкования) для модификации неблагоприятной для него практики рассмотрения данной категории дел. Вмешательство государства должно быть соразмерно социально оправданной и законной цели, а одна только его заинтересованность в единообразном применении законов о социальном обеспечении не должна приводить к ретроспективному перерасчету присужденных денежных сумм (постановления от 18.11.2004 по делу «Праведная против России», от 13.10.2005 по делу «Васильев против России», от 13.04.2006 по делу «Сухобоков против России», от 18.01.2007 по делу «Булгакова против России» и от 19.07.2007 по делу «Кондрашина против России»).
В-третьих, надлежит предусмотреть срок, в течение которого допускается подача в суд заявления о пересмотре решений в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ.
Проект Верховного суда РФ: обзор судебной практики ВС РФ — новое обстоятельство
Несмотря на то что после такого постановления КС РФ суды пересматривать дела при появлении определения коллегии ВС РФ с новой позицией теперь не смогут, ситуация еще может измениться. Дело в том, что 3 октября Пленум ВС РФ утвердил проект глобальных поправок процессуального законодательства (постановление Пленума ВС РФ от 03.10.2017 № 30 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона „О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс <…>“»).
В этом проекте в качестве нового обстоятельства указано определение либо изменение практики применения правовой нормы, содержащееся не только в постановлениях Пленума и Президиума ВС РФ, но и в обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом ВС РФ. Правда, в нем тоже должно быть указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов.