Ограничить работу иностранных юристов и юридических компаний в России, запретить выступать в судах юристам без адвокатского статуса (за исключением штатных юристов компаний), разрешить создавать адвокатские образования в форме обществ с ограниченной ответственностью или непубличных акционерных обществ. Эти и другие предложения содержатся в новой Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанной Минюстом России.
За последние годы появилось немало проектов с предложением установить адвокатскую монополию. Но дальше обсуждений дело не шло. Теперь Минюст России опубликовал на своем сайте новую Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее — Концепция). И на этот раз она претендует на реальное воплощение в жизнь.
Зачем нужно что-то менять?
Еще при принятии АПК РФ в нем было указано, что представлять интересы компаний в судах могут только инхаус-юристы либо адвокаты (ч. 5 ст. 59 АПК РФ). В 2004 г. Конституционный суд РФ признал эту норму не соответствующей Конституции РФ в той части, в которой она исключала возможность представлять интересы организаций другим лицам, то есть тем, кто не является адвокатом или не состоит в штате этих организаций (постановление КС РФ от 16.07.2004 № 15-П). С того времени во всех процессах (за исключением уголовного) в судах могут выступать не только адвокаты, но и другие лица. Причем для этого не требуется даже высшего юридического образования.
После этого стали появляться предложения о введении адвокатской монополии. Мотивировка всегда была примерно одинаковая — для улучшения качества оказания юридической помощи. В 2010 г. министр юстиции Александр Коновалов заявил, что готовится соответствующий проект. Сначала была разработана программа «Юстиция», затем появилась концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Со своими проектами выступили Ассоциация юристов России во главе с Павлом Крашенинниковым, а также Федеральная палата адвокатов во главе с Юрием Пилипенко. Но все предложения, связанные с адвокатской монополией, так и остались на стадии обсуждений.
На этот раз Минюст России подготовил новую концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Несмотря на то что в целом юридическое сообщество выступает против адвокатской монополии, многие уже заявили, что это более проработанный документ. В нем разработчики попытались учесть интересы и адвокатов, и юристов без этого статуса.
Главная идея Концепции — не допускать недобросовестных и неквалифицированных представителей в суды. Статистика показывает, что лиц, оказывающих юридические услуги на возмездной основе на порядок больше, чем адвокатов. При этом их деятельность, в отличие от адвокатской, никто не регулирует и не контролирует. Более того, отсутствие единого правового регулирования юридического рынка приводит к тому, что адвокаты, статус которых прекращен из-за нарушения Кодекса адвокатской этики или неисполнения ими своих профессиональных обязанностей перед доверителем, могут продолжить оказывать юридические услуги низкого качества в нерегулируемом сегменте рынка, в том числе представлять интересы клиентов в судах.
Адвокатская монополия за рубежом
Разработчики Концепции настаивают на том, что в адвокатской монополии нет ничего страшного. Во многих странах с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе только лица, обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных). Так, в Германии, Франции, Японии, Индии, Белоруссии большую часть юридических услуг, таких как правовое консультирование и представление интересов доверителя в суде, оказывают именно адвокаты.
Законодательство ряда стран закрепляет определенные изъятия из этого правила. Например, в Германии предоставление юридических услуг лицами, не обладающими статусом адвоката, допускается в кругу семьи или среди близких родственников. В Японии исключительное право на оказание юридических услуг, в том числе на судебное представительство, тоже принадлежит адвокатам. При этом оказание таких услуг лицами, не обладающими статусом адвоката, является преступлением и преследуется уголовным законом.
Порядок перехода из юристов в адвокаты
С 2019 г. Минюст России предлагает перейти к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок получения юристами статуса адвоката.
Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний (квалификационный экзамен) только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Этот экзамен придется сдавать в форме тестирования. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. Он будет распространяться на лиц, соответствующих общим требованиям Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.
Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих:
-
высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и
-
стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ.
Процедура сдачи экзамена в Концепции не описана. Но сказано, что экзамен можно будет сдавать удаленно через интернет. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода.
На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не будет распространяться требование о наличии стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.
К 2023 г. все заинтересованные юристы должны будут перейти в адвокатуру. С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также штатные юристы в интересах своих компаний (включая государственные и муниципальные), законные представители, руководители организаций. То есть другие юристы, которые сейчас возмездно оказывают юридические услуги, не имея статуса адвоката, не смогут представлять интересы клиентов в судах.
Коммерческие организации, которые оказывают юридические услуги и намерены продолжить эту деятельность в дальнейшем, до 1 января 2023 г. должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре. При соблюдении всех необходимых требований они смогут получить статус адвокатского образования.
Если к 1 января 2023 г. окажется, что численность адвокатского сообщества не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юридической помощи, то срок для упрощенного порядка перехода в адвокатуру могут продлить.
Работа адвоката по трудовому договору
В Концепции предлагается предоставить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатским образованием. Наем адвоката будет происходить при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов. Речь идет:
-
об обязанности соблюдения адвокатом требований адвокатской этики и адвокатской тайны;
-
об обязанности информирования адвокатом своего работодателя о возможном конфликте интересов, связанном с работой по трудовому договору и адвокатской этикой;
-
об обязанности адвоката по передаче дел в случае прекращения с ним трудовых отношений (или по его инициативе).
Адвокатские образования в форме ООО
Одно из самых спорных предложений Концепции — разрешить деятельность адвокатских образований в форме коммерческих организаций. Сейчас Закон об адвокатуре позволяет учреждать только некоммерческие организации в качестве адвокатских образований. Но разработчики Концепции предложили внести изменения, в соответствии с которыми адвокатская деятельность сохранит непредпринимательский характер, но при этом адвокатам разрешат создавать не только некоммерческие организации, но и адвокатские образования в организационно-правовых формах коммерческих корпоративных организаций, предусмотренных ГК РФ.
То есть они смогут создавать общество с ограниченной ответственностью, непубличное акционерное общество, полное товарищество, производственный кооператив. В то же время предусмотрят специальный статус таких организаций путем включения ограничительных положений в Закон об адвокатуре (по использованию наименований, составу учредителей, предмету деятельности). При этом для адвокатских образований, созданных в форме коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации, сохранят действующий в настоящее время правовой режим.
Также разработчики предложили разрешить адвокатским образованиям участвовать в закупках юридических услуг частными, государственными и муниципальными организациями. Сейчас Закон об адвокатуре не допускает такой возможности, поскольку соглашения с клиентами заключают не адвокатские образования, а сами адвокаты.
Запрет на деятельность иностранных юристов
В Концепции предлагается ограничить работу иностранных юристов и иностранных юридических компаний. В частности, могут предусмотреть правило о том, что оказание юридической помощи адвокатами или юристами из иностранных государств, которые не имеют статуса адвоката на территории РФ, допускается только при наличии двух условий. Во-первых, если они зарегистрируются в специальном реестре. Этот реестр будет вести федеральный орган юстиции. Во-вторых, если они будут работать только по вопросам права данного иностранного государства и при соблюдении принципа взаимности. То есть если иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь.
В то же время иностранные граждане смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в РФ. Но тоже при соблюдении принципа взаимности.
Не получится обойти эти положения путем создания иностранными юридическими компаниями новых организаций. В Концепции предлагается ввести требования к адвокатским образованиям, устанавливающие запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.
Налоги и взносы
Разработчики Концепции предложили освободить адвокатские образования от уплаты НДС. Сейчас услуги адвокатов не облагаются НДС, поскольку адвокаты, не являясь организациями или индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС. Но если внесут поправки о возможности создавать адвокатские образования, например, в форме ООО, то юридические услуги таких организаций будут облагаться НДС, что приведет к увеличению их стоимости для клиентов. В этой связи предлагается либо полностью освободить адвокатские образования от уплаты НДС, либо освободить их только в отношении услуг, которые адвокаты будут оказывать физическим лицам.
Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны отменить взносы при вступлении в адвокатуру либо установить их необременительный и единый размер. Сейчас размер таких отчислений устанавливают собрания (конференции) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, поэтому суммы существенно отличаются в различных регионах.
При заключении соглашения об оказании юридических услуг от имени адвокатского образования сумма вознаграждения за оказание юридической помощи будет признаваться доходом, учитываемым также в целях налогообложения прибыли организации. В этой связи НК РФ могут дополнить нормой, предусматривающей в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, распределение адвокатским образованием вознаграждения между адвокатами согласно заключенному между ними соглашению, а также выплату вознаграждения адвокатам, которые работают по трудовым договорам и не являются партнерами (участниками) такого адвокатского образования.
В части уплаты страховых взносов предлагается сохранить действующий в настоящее время режим обложения страховыми взносами вознаграждения адвокатов независимо от того, какую форму адвокатского образования выбирает адвокат. Также могут оставить для адвокатских образований упрощенную систему налогообложения, которую сейчас применяют многие юридические компании.
Специализация адвокатов
Еще одно предложение — адвокаты смогут получать специализацию. В частности, адвокату, получившему звание специализированного, адвокатская палата могла бы выдавать соответствующий сертификат. В то же время адвокат сохранял бы в полном объеме право практиковать в качестве адвоката общего профиля. Начать внедрение специализации предлагается с ограниченного числа направлений. Например, в сфере недвижимости, корпоративного, налогового, семейного и наследственного права, трудового права и права социального обеспечения. Затем, по мере накопления опыта и заявок адвокатов, число сфер специализации можно было бы расширять.
Сертификат специализированного адвоката будет являться подтверждением того, что качество работы адвоката в соответствующей сфере действительно соответствует заявленной специализации. По сути, он будет являться дополнительным знаком качества, выданным и подтвержденным адвокатской палатой.
Адвокат, желающий получить сертификат специализированного адвоката, должен будет подтвердить уровень знаний в этой сфере доказательствами повышения квалификации на специализированных курсах, наличием практического опыта в выбранной области права, а также успешно сдать экзамен специальной комиссии. Программы обучения, правила сдачи и приема экзаменов, а также состав оценочных комиссий могли бы определяться адвокатской палатой субъекта РФ по согласованию с Федеральной палатой адвокатов РФ.
Специализированный адвокат должен будет в рамках выполнения обязанностей по повышению квалификации, установленных для адвокатов общего профиля, регулярно проходить повышение квалификации в области избранной специализации. Невыполнение этого требования повлечет отзыв звания специализированного адвоката.
К сведению
На прошлой неделе, 27 октября 2017 г., в Госдуму поступил другой законопроект, устанавливающий требования к представителям в судах (законопроект № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»). Документ внес депутат Госдумы Павел Крашенинников, сопредседатель Ассоциации юристов России. В законопроекте предлагается установить для судебных юристов требование о наличии высшего юридического образования либо присвоенной в РФ ученой степени по юридической специальности, либо юридического образования, полученного за рубежом, но при условии сдачи профессионального экзамена по юридической специальности в общероссийской общественной организации. Кстати, подобное требование уже частично реализовано. Напомним, что на сегодняшний день в административном процессе могут участвовать только те юристы, которые имеют диплом о высшем юридическом образовании. Теперь аналогичные правила хотят распространить на все виды процесса.