ФНС России вправе пересмотреть решение нижестоящего налогового органа и отменить его по своей инициативе. То есть без жалобы налогоплательщика. Таким правом она может воспользоваться в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (Определение ВС РФ от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672 по делу № А40-101850/2016).
Суть дела
Налоговая инспекция провела камеральную проверку в ООО «Аквамарин» по налоговой декларации за IV квартал 2013 г. По ее результатам она вынесла решение о привлечении компании к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении НДС (26 млн руб.). Всего с компании взыскали более 13 млн руб. недоимки по НДС, штрафов и пеней. Налогоплательщик не согласился с таким решением налоговой инспекции и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС России по Костромской области. Управление удовлетворило жалобу компании и отменило решение налоговой инспекции. Основанием стало отсутствие доказательств того, что контрагенты компании не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность, а сама компания при заключении сделок с этими контрагентами не проявила должную осмотрительность. Еще управление указало на то, что нижестоящая налоговая инспекция не представила доказательств, которые в должной степени подтверждают согласованность действий компании и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
Через 13 месяцев после принятия управлением решения его отменила ФНС России. Она посчитала, что решение управления не соответствовало законодательству. При этом жалобу в ФНС России никто не подавал. Фактически налоговая служба по своей инициативе провела проверку и отменила решение управления. Она лишь сослалась на то, что получила сообщение из ГУБЭП МВД России о том, что в отношении налогоплательщика возбуждены уголовные дела. Компания подала заявление в суд о признании недействительным решения ФНС России.
Судебное разбирательство
Суды трех инстанций отказались удовлетворить требование налогоплательщика. Они признали, что хотя в законодательстве действительно четко не указано право ФНС России отменять без жалобы налогоплательщика решения нижестоящих налоговых органов, однако это не исключает возможности отмены решений налоговой службой в рамках проведения контроля.
Так, вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», далее — Закон о налоговых органах). Аналогичное положение закреплено в Налоговом кодексе РФ: вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия решений законодательству о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ).
По мнению судов трех инстанций, вышестоящие налоговые органы наделены правом в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов отменять их решения независимо от наличия жалобы налогоплательщика на решения нижестоящих налоговых органов в том случае, если такие решения не соответствуют закону. Причем это возможно не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов. То есть когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика. Данная позиция подтверждается судебной практикой. В частности, Конституционный суд РФ указывал, что согласно НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (постановление КС РФ от 31.03.2015 № 6-П).
Но самое интересное — суды поддержали позицию налогового органа о неограниченном сроке проверки и о возможности отмены ФНС России решения управления в отсутствие соблюдения предусмотренных налоговым законодательством процедур, в том числе без предоставления налогоплательщику возможности защитить свои права и выразить позицию по вопросам, возникшим у вышестоящего налогового органа.
Не согласившись с позицией судов, компания подала жалобу в Верховный суд РФ. Она ссылалась на то, что спорные отношения между ней и ФНС России, возникшие при отсутствии жалобы, схожи с отношениями, возникающими при принятии решения ФНС России по жалобе налогоплательщика. То есть суды должны были применить аналогию закона в отношении ограниченности сроков проверочных мероприятий и права налогоплательщика на предоставление пояснений (возражений). Также был нарушен конституционный принцип равенства налогообложения, поскольку в случае отмены решения нижестоящего налогового органа при отсутствии жалобы налогоплательщики поставлены в худшее (неравное) положение по сравнению с налогоплательщиками, в отношении которых вышестоящим налоговым органом решение отменено по жалобе налогоплательщика. Отменив решение управления по истечении более 13 месяцев с даты вступления его в законную силу, ФНС России фактически отказала компании в применении налоговых вычетов по НДС и возмещении налога из бюджета, что привело к ухудшению положения налогоплательщика. Приняв во внимание эти доводы, судья ВС РФ Антонова М. К. передала дело на рассмотрение Экономической коллегии ВС РФ.
Позиция ВС РФ
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила судебные акты трех инстанций без изменения. Тем самым она согласилась, что ФНС России вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов по своей собственной инициативе. Но при этом Коллегия не согласилась, что вышестоящий налоговый орган не ограничен по срокам.
Вторая кассация сослалась на постановление КС РФ от 24.03.2017 № 9-П. В нем сказано, что отмена вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего допускается, но только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. Цель такого решения — восстановить в административном порядке законность, нарушенную неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов. При этом такое решение не выводится из сферы судебного контроля: налогоплательщик может обратиться в суд.
Таким образом, не исключается и возможность отмены вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа, которым налогоплательщику были предоставлены определенные льготы (преимущества, вычеты). В том числе решения о возмещении НДС, если оно было принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. В данном случае это право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе.
Отменив решение управления, ФНС России фактически оставила в силе решение нижестоящей налоговой инспекции. При этом сейчас компания оспаривает это решение налоговой инспекции в суде в рамках дела № А31-1145/2016. В этой связи действия ФНС России не привели к новым доначислениям в отношении налогоплательщика. То есть налогоплательщик реализовал свое право на судебную защиту. По мнению ВС РФ, ухудшения положения компании не произошло.
Но вот с тем, что срок для отмены или изменения решений не ограничен, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась. Не должно быть так, что ФНС России сможет отменять решения нижестоящих налоговых органов, к примеру, лет через десять.
Так, в актах КС РФ разъясняется, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок (постановления от 24.06.2009 № 11-П, от 20.07.2011 № 20-П). Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Общая правовая позиция также следует из постановления Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 № 11366/05, в котором отмечено, что если иное прямо не указано в законе, принудительные возможности государства ограничены по меньшей мере сроком исковой давности. Этот подход корреспондирует положениям ст. 89 НК РФ, которые предусматривают гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая продолжительность выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет.
Исходя из этого, Экономическая коллегия ВС РФ решила, что налоговый орган вправе отменить или изменить решение нижестоящего органа в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода. А в данном деле ФНС России отменила решение как раз в пределах трехлетнего срока.