Не успел российский рынок авиаперевозок прийти в себя после ухода «Трансаэро», как еще одна крупная авиакомпания объявила о своем банкротстве. На перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа», по оценкам Росавиации, было потрачено более 0,5 млрд руб. Глава Ространснадзора Виктор Басаргин заявил, что финансовый крах угрожает порядка 6—10 авиакомпаниям. Эксперты считают, что в зоне риска большинство отечественных авиперевозчиков, однако из-за высокой концентрации сокращение количества игроков вряд ли окажет серьезное влияние на рынок.
О реалиях российского авиарынка и его перспективах участники и эксперты говорили в ходе онлайн-конференции «Авиакомпании России: билет в один конец», организованной компанией «ФИНАМ».
Организаторы конференции напомнили, что «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро» далеко не единственные ушедшие с рынка компании, до этого та же участь постигла «Авианову», «Московию», «Русэйр» и другие. За границей тоже множество таких примеров — за последнее время о своем банкротстве объявили крупнейший авиаперевозчик Италии Alitalia, второй перевозчик в Германии Air Berlin и британская Monarch, но там уход авиакомпаний реже столь катастрофически отражается на пассажирах.
Билеты дешевеют, но остаются недоступными
По словам Романа Гусарова, главного редактора портала Avia.ru, широкий общественный резонанс за границей в таких ситуациях не наблюдается, поскольку там несколько другое законодательство. Например, в США объявление о банкротстве авиакомпании не означает остановку полетов, а означает введение моратория на требования кредиторов. Таким образом, авиакомпания может завершить выполнение своих обязательств перед пассажирами, а уже затем решается ее будущее. Нередки случаи, когда авиакомпании, пройдя через подобную процедуру, возвращаются на рынок. У нас подобной системы нет, и любой кредитор может остановить полеты авиакомпании в любой момент.
Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ», рассказал, что сейчас авиаперевозками пассажиров занимается порядка 36 компаний. Из них 65% всего пассажиропотока приходится на пятерку крупнейших, в том числе 35% — на «Аэрофлот». Таким образом, на рынке есть доминирование, но нет монополии.
Благодаря высокой конкуренции цены на авиабилеты поддерживаются на минимально возможном уровне. По сути, тут даже перекос: компании вынуждены демпинговать, и внутренние перевозки для них на грани, а то и за гранью рентабельности.
Цены на авиабилеты снижаются второй год подряд (в среднем в сентябре 2017-го полет экономклассом на 1000 км стоил 4371 руб., что на 3,9% дешевле, чем в сентябре 2016-го, и на 6,4% дешевле, чем в сентябре 2015-го), однако для большинства населения они остаются слишком высокими. Например, полет туда-обратно Барнаул — Москва — Барнаул обойдется в 16—18 000 руб. (это всего около 3000 руб. на 1000 км), а средняя номинальная зарплата в Алтайском крае всего около 22 000 руб. в месяц.
«Вот ведь в чем проблема-то! Не в конкуренции, а в социальной политике. И в низком уровне реальных доходов и низкой мобильности населения», — заключил А. Калачев. При этом он подчеркнул, что бизнес пассажирских перевозок ориентирован на потребительский спрос и зависит от покупательской способности большинства населения.
На авиарынке надувается пузырь
По словам Яниса Дзениса, PR-директора Aviasales.ru, эксперты туристического поисковика зафиксировали снижение стоимости перелета на внутренних рейсах за год на 7,84%, до 9308 руб. При этом за год количество бронирований выросло на 46%, и особенно сильно растут региональные маршруты. ЕС тоже показывает рост, скажем по горячей Испании +48% за последнее время.
На рост авиаперевозок обратил внимание и Р. Гусаров. По данным Avia.ru, в текущем году, после двух лет стагнации общих объемов перевозок и спада международных, аналитики наблюдали резкий восстановительный рост (+16,8% по отрасли, в том числе +32,2% на международных и +7,5% — внутренних). Он связан с адаптацией россиян к новому курсу рубля и относительной его стабилизации. Многие стали возвращаться к привычному образу жизни и выходить из режима экономии. «И это именно восстановительный рост, не связанный с улучшением благосостояния россиян. Поэтому долго он не продлится. В следующем году показатели будут скромнее. Также следует учитывать, что в этих цифрах и иностранные пассажиры, все более активно использующие Россию в качестве транзита», — акцентировал Р. Гусаров.
Отвечая на вопрос о том, стоит ли ждать очередных банкротств в ближайший год-два, эксперты сошлись на мнении, что потери вполне возможны. По словам независимого эксперта Алексея Захарова, в зоне риска все авиакомпании, кроме «Аэрофлота». Во-первых, количество перевозимых пассажиров растет, хотя экономических предпосылок к этому нет — а это признак «мыльного пузыря», считает эксперт.
Во-вторых, некоторые авиакомпании сводят концы с концами только за счет государственных программ субсидирования авиаперевозок. А состояние бюджета страны сейчас далеко от идеального, и суммы, выделяемые по этим программам, могут быть существенно урезаны.
С тем, что в зоне риска находятся большинство российских авиакомпаний, согласен и Р. Гусаров. По его словам, государство и чиновники не хотят понимать этого и занимаются лишь поиском решений по ликвидации последствий банкротств авиакомпаний. А надо заниматься разработкой мер по предотвращению этих банкротств.
Он напомнил, что до 2014 г. авиаперевозки в стране росли быстрыми темпами, авиакомпании делали большие инвестиции в приобретение самолетов, обучение персонала и т.д., чтобы это спрос удовлетворить. Но затем вследствие стагнации и спада, двукратной девальвации рубля, падения платежеспособности населения, закрытия Египта, Турции, Украины (более 10% рынка авиаперевозок) авиакомпании накопили долги и убытки.
«За три года рост инфляции вдвое опередил рост цен на авиабилеты. В этой ситуации государство должно осознать свою ответственность и предоставить авиакомпаниям налоговые льготы и другую финансовую поддержку для сохранения устойчивости. Иначе „парад банкротств“ не прекратится», — заявил главный редактор портала Avia.ru.
По мнению А. Калачева, сокращение количества авиакомпаний вряд ли будет настолько значительным, чтобы сказаться на ценовой ситуации. Доли слабых участников слишком малы, чтобы реально повлиять на рынок. Та же «ВИМ-Авиа», замыкавшая топ-10, имела всего 2,3% рынка, и если бы не скандал с застрявшими в пик сезона туристами, рынок даже не особо обратил бы внимания на уход этого перевозчика. Тем более на фоне общего роста пассажиропотока на 20% в этом году.
Рейсы, направления и самолеты перераспределятся между другими участниками, и профицит самолетов на рынке (особенно в межсезонье) никуда не денется.
Рассуждая о том, сколько компаний необходимо для нормальной работы отечественному авиарынку, Р. Гусаров предположил, что для обеспечения всех потребностей России в магистральных авиаперевозках достаточно и десяти авиакомпаний. Еще несколько десятков — для региональных и местных перевозок. И любое количество — для бизнес-чартеров и специальных работ, в зависимости от спроса рынка.
К сведению
Туроператоров не будут дополнительно штрафовать за невыдачу авиабилетов
Пункт «Плана мероприятий, направленных на повышение ответственности перевозчиков и туроператоров перед пассажирами» о дополнительных санкциях к туроператорам за выписку чартерных билетов только в одну сторону не нашел поддержки на совещании у премьер-министра. Об этом сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР).
Напомним, что ранее комиссией по транспорту был разработан проект «Плана мероприятий, направленных на повышение ответственности перевозчиков и туроператоров перед пассажирами».
Среди прочих мер, пунктом 4 документа предлагалось внести поправки в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Этот пункт предусматривал «введение санкций и внедрение механизма жесткого контроля за нарушение законодательства в сфере туризма, включая механизм жесткого контроля посредством электронной путевки (документ, сформированный на основе договора о реализации туристского продукта туроператоров или турагентом в форме электронного документа), позволяющего отслеживать наличие перевозочных документов (билета) у туриста, включая систему штрафов за нарушение установленного порядка».
Этот пункт предлагался к исключению туристическим сообществом по ряду причин. Во-первых, авиабилет технически не может быть выписан, если авиакомпания не открыла доступ к выписке, соответственно, вопрос должен стоять и об ответственности авиакомпаний. Во-вторых, у туроператора уже есть весьма серьезная ответственность за непредоставление билетов туристам — за нарушение закона его могут исключить из реестра туроператоров, то есть лишить возможности заниматься продажами турпродуктов.
Детали проекта плана мероприятий были озвучены на совещании, которое провел на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев. Как стало известно «Вестнику АТОР», по инициативе Министерства культуры было принято решение исключить п. 4 из документа.