Замедление экономической динамики в середине осени, по оценке МЭР, стало следствием сделки ОПЕК+ и смещения графика сбора урожая в сельском хозяйстве. Впереди нас ждет устойчивый прирост (2% по итогам года), основой которого теперь станет потребительский спрос. Независимые эксперты считают более реалистичным сценарий стагнации экономики в ближайшие месяцы. На стороне же прогнозов министерства — рост ноябрьского индекса предпринимательской уверенности и индекса PMI.
После небольшой задержки МЭР в начале декабря представил «Картину экономики в октябре 2017 г.». В обзоре аналитики ведомства отмечают, что в III квартале прирост ВВП составил 1,8% год к году, оказавшись чуть ниже ожиданий рынка (1,9% Bloomberg-консенсус) и самого ведомства (2,2%). В октябре же темпы прироста ВВП замедлились до 1% год к году.
Остановка роста в промышленности, по мнению специалистов МЭР, была обусловлена негативными тенденциями в отраслях, связанных с добычей и первичной переработкой полезных ископаемых. При общем стабилизирующем воздействии сделки ОПЕК+ на рынок нефти ответственное исполнение Россией своих обязательств, как и предполагалось, оказывало сдерживающее влияние не только на добычу сырой нефти, но и на производство нефтепродуктов.
В то же время несырьевой сектор промышленности продолжил устойчиво расти. Поддержку обрабатывающим отраслям в октябре оказали ускорение роста в химическом комплексе (+6,5% год к году) и пищевой индустрии (+5,3% год к году). Позитивную динамику продолжают демонстрировать и отдельные сектора машиностроения. Двузначные темпы роста выпуска легковых и грузовых автомобилей стимулируют спрос в смежных отраслях.
«Изюминкой» октябрьского обзора МЭР стала идея о смене главного драйвера экономического роста. В III квартале, по оценке экспертов министерства, произошла ребалансировка внутреннего спроса. Если во II квартале основной вклад в экономический рост внес инвестиционный спрос (то есть рост как валового накопления основного капитала, так и запасов материальных оборотных средств), то в июле — октябре более значимым был рост потребительского спроса.
В октябре оборот розничной торговли второй месяц подряд показал трехпроцентный прирост. Годовой прирост показателя на уровне выше 3% на протяжении двух месяцев подряд зафиксирован впервые с апреля 2014 г. Увеличение потребительской активности поддерживается ростом реальных заработных плат (в сентябре +4,4% год к году, в октябре +4,3%), улучшением потребительских настроений, а также восстановлением потребительского кредитования.
Объявленная «демографическая» программа также поддержит экономический рост и снизит уровень бедности. По мнению аналитиков МЭР, меры демографической политики в совокупности с доведением МРОТ до уровня прожиточного минимума приведут к снижению доли бедного населения в 2019 г. не менее чем на 1 п.п.
С выводами МЭР не согласны эксперты Центра развития (ЦР) ВШЭ. Внутренний частный спрос, достигнув «дна» в середине 2016 г., поднимался в течение года, но осенью текущего года, по оценке ученых ЦР, вновь затормозился. Реальные доходы граждан (в которых зарплата составляет лишь часть — 65%) в октябре составили 98,7% от уровня аналогичного периода прошлого года и 99,8% по сравнению с сентябрем 2017 г.
«Принятое решение о ежемесячных выплатах при рождении первого ребенка при его безусловной социальной значимости будет иметь ограниченное влияние на динамику потребительского спроса, поскольку затронет лишь ограниченный контингент населения с низким уровнем доходов», — оценивает ситуацию руководитель ЦР Наталья Акиндинова.
Вместе с тем оптимистичный прогноз Минэкономразвития подтверждает ноябрьское значение индекса предпринимательской уверенности. В «обработке» он вырос, по данным Росстата, на 1 п.п. и столько же прибавил в «добыче». Позитивную динамику продемонстрировал также индекс PMI обрабатывающих отраслей России (+0,4 балла). Более подробно см. с. 04 этого номера «ЭЖ».