После двух лет вялотекущего кризиса, отмечали участники Российского инвестиционного форума в Сочи, в стране наступила макроэкономическая стабильность. Теперь особенно остро встает проблема роста инвестиций, для увеличения которых необходимо обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и долгосрочные инструменты государственной поддержки.
Даже под санкциями наша экономика, по словам премьера Дмитрия Медведева, стала менее зависимой от внешних шоков и цен на сырье. «Мы довели инфляцию до рекордно низкого уровня — 2,5% в прошлом году, — отметил он. — У нас устойчивая финансовая система и курс национальной валюты. У нас сбалансированный бюджет — в этом году он вполне может стать профицитным. И мы начинаем накопление средств в нашем суверенном фонде. Динамика валового внутреннего продукта вышла в плюс, пусть даже относительно небольшой, в том числе за счет адресной поддержки отраслей».
Сегодня особенно важным становится вопрос инвестиций, без которых отечественной экономике невозможно выйти на устойчивые темпы роста, тем более на уровне среднемировых показателей — свыше 3%.
«Что надо инвестору? — задал риторический вопрос Д. Медведев. — Первое и, может быть, важнейшее — это предсказуемость условий ведения бизнеса. Ее обеспечивает стабильность налоговой системы, которая должна помогать бизнесу развиваться, а не „радовать“ сюрпризами. Низкая инфляция, которая не должна выходить за определенные рамки. Мы говорили о 4%, сейчас она еще ниже. Прозрачная и предсказуемая тарифная политика. Все это расширит и доступность кредитных ресурсов, и горизонт планирования по бюджетным бизнес-проектам».
Второе условие — спрос на продукцию и понимание конкурентного ландшафта. Государство не должно ставить бизнес в условия несправедливой, избыточной конкуренции, что в нашей стране подчас существует. То есть не должно поддерживать создание в соседних регионах аналогичных производств, если это не обусловлено реальным спросом. Это подразумевает более четкое планирование инвестиционных стратегий каждого региона и координацию с другими регионами.
Третье, что интересует инвестора, — наличие инфраструктуры. Ее слабое развитие, ограниченность — одна из главных причин низкой инвестиционной активности. К тому же падение вложений в инфраструктуру в последние годы (как на федеральном, так и на региональном уровне) затормозило строительную отрасль и производство материалов. Это тоже сказалось на темпах экономического роста.
«Фабрика проектного финансирования» начала работу
Для стимулирования инвестиций государство приложит, по оценке премьера, максимальные усилия в целях формирования новых инструментов долгосрочного инвестирования. «Год назад здесь же, в Сочи, я сформулировал идею фабрики проектного финансирования, — напомнил г-н Медведев. — Сегодня, хочу вас всех проинформировать, я подписал решение об утверждении программы „Фабрика проектного финансирования“, а также правил предоставления субсидий ВЭБу для осуществления кредитных сделок в рамках работы этой фабрики. То есть эта фабрика создана, и сегодня мы подпишем ключевые соглашения о сотрудничестве Внешэкономбанка и коммерческих банков, а также об организации финансирования с инициаторами проекта».
На начальном этапе уже отобраны шесть инвестиционных проектов с общей суммой капвложений порядка 180 млрд руб., причем в значительной степени это частные средства. «Особое внимание при поиске проектных инициатив мы, конечно, будем уделять регионам», — пообещал глава правительства.
Еще один инструмент, который Кабинет министров готовится запустить, — программа инфраструктурной ипотеки. По этому поводу существуют определенные дискуссии, в том числе внутри правительства. Тем не менее очевидно, что такая программа позволит государству инвестировать в инфраструктуру в рассрочку — за счет заемных средств. В результате при таком же уровне вложений можно будет начать строительство большего числа объектов.
Инфраструктуру — на новый уровень
Идею увеличения инвестиций в инфраструктуру поддерживает глава Минэкономразвития Максим Орешкин. «Мы часто говорим, что надо увеличивать долю малого бизнеса, но нужно понимать, что малому бизнесу, так же как и любому крупному бизнесу, нужна инфраструктура, — подчеркнул министр. — Просто эта инфраструктура зачастую другого порядка — это развитие городов, создание правильной городской среды, это то, что тянет за собой активное вовлечение малого бизнеса. Это то, что мы видим в той же Москве, где идут активные инвестиции в городскую среду и одновременно создается пространство для развития большого количества малых бизнесов».
Именно отставание в развитии инфраструктуры для бизнеса тормозит развитие предпринимательства в Нижнем Новгороде. «Мы проваливаемся по показателям инфраструктуры для бизнеса, то есть у нас нет технопарка, нет бизнес-инкубатора, нет индустриального парка, — посетовал губернатор области Сергей Никитин. — Ну не создали мы их в свое время, и сейчас таких инструментов софинансирования федерального уровня уже нет».
Тем не менее власти Нижнего Новгорода сумели договориться с местным частным бизнесом, и сейчас эта инфраструктура создается частными компаниями при поддержке региональной администрации на льготных условиях.
Планы регионов по созданию собственной инфраструктуры, по словам Д. Медведева, должны быть увязаны между собой: «Ведь дороги не заканчиваются на территории одного региона, они перетекают в другой, и мы все неоднократно сталкивались с ситуацией, когда переезжаешь границу одного региона, попадаешь на территорию другого, и качество дороги радикальным образом отличается. Просто едешь: с одной стороны — автобан, а с другой стороны — „военная дорога“».
Некоторые важные проекты не видят свет из-за отсутствия тех же дорог, объектов энергетики, водоснабжения. Например, Забайкальский край имеет потенциал в добывающих секторах, однако есть дефицит электроэнергии. В Хакасии есть проекты в области сырья, но дороги плохие. Инфраструктура уникального Великого Новгорода не соответствует абсолютно его туристическому потенциалу. Рыбохозяйственный комплекс Сахалина недобирает также из-за электроэнергетики и некоторых других сдерживающих моментов.
«Список можно продолжать — ограничители есть в каждом регионе, мы это знаем, — заметил премьер. — Но за этими возможностями тысячи рабочих мест и, конечно, доходы. Вместе с руководством регионов надо определить, какие объекты инфраструктуры, в каком порядке и где нам нужно строить».