В большинстве российских регионов в конце 2017 г. экономическая активность немного снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Сводный опережающий индекс, который рассчитывают эксперты ВШЭ, в начале нынешнего года показал всплеск с 2,5 до 3,6%, который вряд ли станет прологом к заметному ускорению роста. Ближайшие семь лет, скорее всего, нас ожидает скромная экономическая динамика прироста на уровне 2% в год.
В декабре 2017 г. сводный индекс региональной экономической активности (РЭА) несколько снизился, подтвердив переход к горизонтальному тренду. В региональном аспекте ситуация в целом стабилизировалась на предкризисном уровне 2013—2014 гг. «Стоит, впрочем, отметить, что в России не осталось ни одного региона, в котором сокращалось бы производство во всех пяти рассматриваемых секторах экономики, — отмечает эксперт Центра развития (ЦР) „Вышки“ Сергей Смирнов. — Слишком существенного значения это не имеет, но все равно приятно!»
Сводный индекс РЭА в целом по России снизился с 61,5 до 55,4%. Изменение не такое уж большое, и оно подтверждает, что дальнейшее улучшение ситуации застопорилось: примерно на таком же уровне индекс колеблется с марта прошлого года. При этом до 50-процентной отметки не дотянули (правда, немного) три из пяти важнейших секторов и один из восьми федеральных округов, что говорит о сохранении некоторых проблемных очагов как в отраслевом, так и в территориальном разрезе.
Промышленный индекс РЭА в декабре составил 48%, что указывает на продолжение ноябрьских проблем в этом секторе экономики: почти в половине регионов экономическая активность здесь снизилась по сравнению с предыдущим годом. Примерно такая же ситуация сохраняется в строительстве (48%) и оптовой торговле (46%).
С другой стороны, в розничной торговле после затяжного, более двух лет, спада улучшение ситуации явно приобрело устойчивый характер (84%). Сектор платных услуг населению также перевалил критическую отметку, правда, совсем немного (51%). В целом во всех секторах, кроме розничной торговли, ситуация не слишком плохая, но и не слишком хорошая (как бы «около ноля»).
Сценарий вялого роста
Сводный опережающий индекс (СОИ) в январе вырос с 2,5 до 3,6%, но это вряд ли, по мнению аналитиков ЦР, указывает на заметное ускорение роста. Наибольший позитивный импульс исходил со стороны нефтяных цен. Средняя цена нефти Urals в январе составила 69 долл. за баррель, что на 28% больше, чем было в январе прошлого года. Текущие цены несколько ниже этого уровня, но все равно при таких котировках любые жесткие сценарии, скорее всего, минуют экономику России.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что, согласно опросам ОЭСР, в январе — третий месяц подряд — заметно вырос объем новых заказов. Если эта тенденция окажется устойчивой, она будет указывать на рост внутреннего спроса — важнейшего фактора экономической динамики. В «плюс» сейчас работает и наращивание денежной массы, и снижение процентных ставок.
«Таким образом, никаких сигналов о приближении новой рецессии динамика СОИ не дает, — комментирует ситуацию С. Смирнов. — С другой стороны, пока нет оснований для того, чтобы уверенно прогнозировать переход к устойчивому и динамичному росту. Пока сценарий вялого роста — с краткими колебаниями в ту или другую сторону — представляется наиболее вероятным».
«Тревожные нотки»
Скромные темпы экономического роста на ближайшие семь лет предсказали отечественной экономике большинство из 26 профессиональных прогнозистов, опрошенных в феврале ВШЭ. Самое большое снижение темпов прироста реального ВВП по сравнению с предыдущим опросом, который проводился в начале ноября прошлого года, наблюдалось для 2022 г. Оно составило 0,4 п.п. и было связано с тем, что один из участников опроса прогнозирует на этот год рецессию (–2%).
Наконец, на 2020 г. еще один аналитик прогнозирует снижение реального ВВП на 0,8%, из-за чего консенсус-прогноз также уменьшился на 0,2 п.п. Хотя такие прогнозы на текущий и следующий год остались прежними, появилось некое «предчувствие» рецессии, что внесло дополнительные тревожные нотки… Если ориентироваться на консенсус-прогноз, то теперь двухпроцентный рост не просматривается даже в перспективе ближайших семи лет.
Это означает, что позиции России в глобальной экономической «табели о рангах» будут последовательно ухудшаться в течение весомо долгого времени. Темпов больше 2,5% в год теперь не ждут даже самые отъявленные оптимисты.
Консенсус-прогнозы по инфляции на 2018—2019 гг. немного снизились, что совсем неудивительно, если принять во внимание текущие тенденции роста цен. Однако начиная с 2020 г. прогнозы прироста возвращаются на прежний уровень (около 4% в год), а к концу периода даже немного его превышают. Похоже, эксперты исходят из того, что Банк России не станет в дальнейшем снижать свой таргет по инфляции.
Прогноз ключевой ставки Банка России предполагает ее заметное снижение в 2018 г. (на 0,7 п.п. от текущего уровня) и несколько меньшее снижение в 2019 г. (на 0,5 п.п.), после чего она, согласно консенсус-прогнозу, должна более или менее стабилизироваться.
Несмотря на снижение ключевой ставки ЦБ, профессиональные прогнозисты не ожидают ускорения роста. По их мнению, создания благоприятной макроэкономической среды может оказаться недостаточно для того, чтобы запустить в России механизм самоподдерживающегося роста.
При сравнении консенсус-прогнозов с оценками МЭР бросается в глаза, что начиная с 2018 г. официальные аналитики предполагают существенно более дешевую нефть (разница доходит до 15 долл. за баррель и более). Поскольку заниженный, с точки зрения экспертного сообщества, прогноз МЭР заложен в проект федерального бюджета, его неисполнение с возможной последующей дестабилизацией финансовой системы выглядит маловероятным.