Скромный пессимизм российской промышленности

| статьи | печать

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета ВШЭ представил информационно-аналитический материал о состоянии инвестиционной активности крупных и средних промышленных предприятий в 2017 г. и ожиданиях предпринимателей на 2018 г. Знакомство с исследованием позволяет сделать такой вывод. Промышленники пытаются отыскивать деньги на закупку нового оборудования взамен окончательно истрепанного, при этом на кредиты им рассчитывать сложно. Инвестпроекты рассматриваются только в том случае, если они рассчитаны на срок от трех до пяти лет. Инвестировать на срок более десяти лет были готовы только 6% организаций.

В докладе использованы результаты опросов 23 700 руководителей промышленных организаций России, ежегодно проводимых Федеральной службой государственной статистики, а также итоги пилотного обследования более тысячи инвестиционно-активных промышленных организаций из 30 субъектов Российской Федерации, проведенного по заказу НИУ ВШЭ АНО «Статистика России».

Авторы работы перечисляют основные результаты своего исследования. Отмечается относительное улучшение инвестиционного климата в стране по сравнению с 2016 г. — с 58 до 66% возросла доля руководителей промышленных предприятий, которые оценили его состояние в 2017 г. как «удовлетворительное». Кроме того, рост интенсивности процесса инвестирования — увеличение капиталовложений по сравнению с 2016 г. констатировали 37% респондентов. Хотя выделяются, как пишут ученые, «стагнационные процессы с точки зрения качества инвестиционной составляющей».

Некоторые обобщения

В работе констатируется, что в 2017 г. после двухлетней рецессии российская экономика вошла в фазу интенсивной адаптации к новым макроэкономическим условиям и внешним шокам.

Результаты пилотного опроса более тысячи руководителей промышленных организаций свидетельствуют о прекращении акцентированного инвестиционного спада, продолжавшегося с 2013 г., и наращивании позитивных корректирующих изменений в динамике основного капитала по сравнению с 2015 и 2016 гг.

«В частности, до 66% возросла доля руководителей промышленных предприятий, которые оценили состояние инвестиционного климата в 2017 г. как „удовлетворительное“ (54 и 58% в 2015 и 2016 гг., соответственно). Одновременно до 29% снизилась доля неудовлетворительных оценок, хотя еще в 2016 и 2015 гг. соответствующая 38 и 42%, соответственно», — сообщается в материале.

Положительный тренд ученые увидели и в том, что с точки зрения интенсивности процесса инвестирования в организациях распределение предпринимательских оценок также свидетельствует о наращивании активности относительно предшествующего года (увеличение капиталовложений по сравнению с 2016 г. констатировали 37% респондентов). В большей степени зафиксированная тенденция прослеживалась в части осуществленных инвестиций в машины и оборудование, а также затрат на реконструкцию и модернизацию основных средств.

По сравнению с 2016 г. результаты обследования позволили установить тенденцию повышения потребности в осуществлении инвестиционной деятельности, что прослеживалось у 39% участвующих в обследовании предприятий.

Лидеры и аутсайдеры в оценках капвложений

Наиболее высокие оценки установлены по организациям, осуществляющим деятельность в сфере добычи угля и производства кокса и нефтепродуктов (по 98% организаций осуществляли инвестиции в основной капитал), добычи металлических руд, производства бумаги и бумажных изделий (по 96%), а также в части производства компьютеров, электронных и оптических изделий (94%), химических веществ и продуктов (93%), лекарственных средств и материалов (92%), электрического оборудования (91%).

Сниженная потребность в капиталовложениях была зафиксирована в промышленных организациях по производству мебели (62%) и одежды (54%), а также полиграфической деятельности (55%).

Результаты обследования, пишут его авторы, показали ярко выраженную отраслевую модель функционирования: ключевыми для вложений оставались экспортно-ориентированные сектора экономики, а объемы инвестиций, их направления и структура не обеспечивали насущных потребностей многих предприятий в обновлении производственно-технического аппарата. Таким образом, российской промышленности так и не удалось добиться весомых результатов в структурной перестройке инвестиционного процесса.

«В 2017 г. ключевыми стратегическими целевыми приоритетами в промышленных организациях была замена изношенной техники и оборудования, о чем сообщили 65% руководителей. Выбор данной цели был в большем преимуществе для группы добывающих предприятий, занимающихся добычей угля, а из обработки — производящих транспортные средства и оборудование», — говорится в работе.

Нерешенные проблемы

Ученые приходят к выводу, что в самом процессе инвестирования и его основных составляющих сохранилась масса нерешенных проблем и негативных явлений, которые в большинстве обследуемых инвестиционно-активных промышленных предприятиях пока не локализованы.

При анализе сложившегося состояния промышленных предприятий стало очевидным, что во многих из них существующие производственные мощности имеют существенный физический и моральный износ. В результате замена изношенной техники и оборудования, занимающая лидирующее место в рейтинге целей, обусловлена в большей степени не низкой эффективностью использования, а скорее невозможностью ее дальнейшей эксплуатации. В промышленности значительный износ основных фондов является не только причиной низкой загрузки оборудования, ограничивающей возможности роста производительности труда и, соответственно, самого производства продукции, но и дополнительными сложностями для выпуска качественной, сопоставимой с мировыми аналогами продукции.

«В наибольшей степени процесс ликвидации указанных основных средств, в связи с изношенностью, происходил в добывающих производствах (84% организаций), среди которых лидировали добывающие уголь (94%), а также сырую нефть и природный газ (90%). В обрабатывающем сегменте списание оборудования и транспорта в большей степени отмечалось на предприятиях по производству кокса и нефтепродуктов, химических веществ и продуктов, компьютеров, а также металлургических производствах», — говорится в работе.

Получается, что большее внимание инвестициям уделяют те производства, которые прямо вовлечены в мировую торговлю, а меньшее — организации, работающие на внутренний рынок.

Автоматизация и снижение себестоимости

Распределение предпринимательских оценок относительно целевого инвестирования по видам экономической деятельности показало, что автоматизация существующего производственного процесса в большей степени была заявлена в обрабатывающих предприятиях, производящих кокс и нефтепродукты, бумагу и бумажные изделия, транспортные средства, а также металлургических производствах (сообщили 81, 72, 67 и 66% респондентов соответственно). Доминирующая цель внедрения новых производственных технологий была характерна для предприятий по производству табака и табачных изделий и металлургии, а также добывающих сырую нефть и природный газ.

Активная позиция по снижению себестоимости продукции была зафиксирована в организациях по производству бумаги и бумажных изделий, металлургических и химических предприятиях (68, 74, 61% респондентов соответственно). Курс на экономию энергоресурсов в большей степени был взят на предприятиях, производящих кокс и нефтепродукты (79%), табак и табачные изделия (65%), химические вещества (63%), а также добывающих сырую нефть и природный газ (67%).

У кого оборудование старше

В 2017 г. доля организаций, располагающих машинами и оборудованием в возрасте от десяти до 30 и более лет, составила 45%. Это, полагают ученые, свидетельствует, что современное состояние самой активной части основного капитала промышленных производств характеризуется как неудовлетворительное.

Выявлена повышенная концентрация «возрастных» предприятий в обрабатывающих производствах со средним по группе возрастом основных средств в 14 лет.

Авторы исследования сообщают, что особенно сложная ситуация с парком машин и оборудования в обрабатывающей промышленности прослеживалась в организациях по производству химических веществ и химических продуктов, автотранспортных средств, электрического оборудования, машин и оборудования, где средний возраст задействованных основных средств варьировался в диапазоне от 16 до 16,7 лет. А наиболее «молодой» возрастной срез был зафиксирован в потребительском промышленном сегменте, где средний возраст машин и оборудования составлял менее десяти лет: производства табачных изделий (6,7 года), мебели (6,8), пищевых продуктов (8,5), напитков (9,1), одежды (9,0), резиновых и пластмассовых изделий (9,5).

Где деньги брать?

Оба обследования (пилотное и регулярное) показали, что основным источником финансирования инвестиций в основной капитал для большинства организаций являлось самофинансирование.

Практически 80% респондентов отмечали, что основными источниками инвестирования в основной капитал выступали собственные средства, а около 40% руководителей пользовались кредитными и заемными средствами. При этом и в 2018 г. более 50% руководителей промышленных предприятий планировали расширять свое производство за счет собственных средств. Большинство респондентов (более 60%) были готовы вложиться в инвестиционные проекты на срок от трех до пяти лет. Инвестировать на срок более десяти лет были готовы только 6% организаций.

Прослеживается тенденция уменьшения в течение двух последних лет доли предприятий, инвестирующих за счет кредитных средств с 42 до 37%. Хотя все без исключения участники опроса констатировали потребность в использовании данного механизма. Проблемы с кредитованием в том числе подчеркивает оценка уровня доступности долгосрочных кредитных средств, который 50% респондентов оценили как «низкий», а около 10% сочли, что для их бизнеса это невозможно.

По сравнению с 2016 г. с 66 до 76% выросла доля предпринимателей, которые сообщили, что приемлемая максимальная ставка по банковскому кредиту для бизнеса должна составлять менее 10%. Снизилось число предприятий с 25 до 18%, готовых кредитоваться в диапазоне от 10,1 до 12% годовых.

Сдерживающие факторы

Главными негативными явлениями, влияющими на развитие инвестиционной активности и возглавившими первые строки антирейтинга, оказались факторы «неопределенность экономической ситуации в стране» и «инвестиционные риски». Данный факт констатировали 48 и 45% руководителей предприятий. 35% респондентов обращали внимание на фактор «параметры курсовой политики в стране», а почти треть была обеспокоена сложившейся «внешней экономической ситуацией». Наиболее восприимчивыми к отрицательному воздействию данных факторов в анализируемом периоде были промышленные предприятия, входящие в группу обрабатывающих производств.

По мнению 43% руководителей в 2017 г., существенное отрицательное давление на деятельность возглавляемых ими производств, несмотря на достижение достаточно благоприятных целевых показателей, оказывал фактор «инфляция». «Скорее всего, предприниматели, отвечая на вопрос о факторах лимитирующих производства, при оценке инфляционной составляющей в первую очередь задумывались даже не о текущей инфляции, а об инфляционных ожиданиях», — предполагают ученые.

Серьезное давление на предпринимательский и инвестиционный климат промышленных предприятий оказывали «недостаток собственных финансовых средств», «высокий процент коммерческих кредитов» и «механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов», о чем сообщили 40, 36 и 32% руководителей соответственно.

Заметное отрицательное давление на деятельность экономических агентов оказывал фактор «высокая налоговая нагрузка на бизнес», на что указали четверть респондентов. Наибольшее влияние данной проблемы констатировали руководители предприятий, добывающих сырую нефть и природный газ, а также по производству машин и оборудования, химических веществ, продуктов, кокса, напитков, текстильных изделий.

Актуальными в оценке негативных воздействий были колебания цен на мировом рынке энергоносителей, на что указали около 30% респондентов. Существенное ограничение со стороны данной проблемы испытывали производства, предоставляющие услуги в области добычи полезных ископаемых, а также производящие кокс и нефтепродукты.

Комментарий

Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

«В целом полученные результаты позволяют констатировать, что большинство руководителей — 35% достаточно осторожны в краткосрочных перспективах наращивания позитивных процессов и не ожидают существенного улучшения предпринимательского и инвестиционного климата. Кроме того, более 40% респондентов сообщили о полном отсутствии планов долгосрочного развития капиталовложений на своих предприятиях.

Положительных перемен в течение ближайших двух лет ожидают только чуть более 10% предпринимателей. Основной ожидаемый ориентир позитивных изменений для руководителей — с 2018 по 2022 гг. и до 2025 г. — 29 и 20% соответственно.

Скромный пессимизм российской промышленности вполне логичен. Представленная совокупность параметров деятельности инвестиционно-активных предприятий в 2017 г. свидетельствует о целом комплексе хронических отраслевых проблем, которые по-прежнему определяют низкую эффективность осуществления капиталовложений. Более 50% участников опроса в оценке влияния инвестиций на конкурентоспособность производств отмечали отсутствие изменений относительно 2016 г. и почти 45% не ожидают перемен в 2018 г.».