Электронные торговые площадки ищут образ будущего

| статьи | печать

Показатели закупочной деятельности крупнейших компаний прекратили падение в 2015 г., а в 2016-м продемонстрировали реальный рост, констатирует новое исследование рейтингового агентства RAEX (Эксперт-РА) «Электронные торговые площадки в России: в поисках образа будущего». Однако потенциал экстенсивного роста может быть исчерпан в среднесрочной перспективе, предупреждают эксперты RAEX. В этих условиях растет значение альтернативных возможностей для расширения бизнеса операторов электронных торговых площадок (ЭТП).

Сопоставимые данные компаний, наблюдаемых RAEX два и более года подряд (без учета данных ПАО НК «Роснефть» и ее дочерних и зависимых обществ) демонстрируют, что средние объемы электронных закупок вплотную приблизились к докризисным результатам 2013 г. Согласно консенсус-оценке опрошенных крупнейших операторов ЭТП, в 2017-м прирост объема электронного рынка B2B продолжился, но весьма незначительными темпами — порядка 6—8% к показателю 2016 г.

«По нашим оценкам, объем закупок на 12 ведущих электронных площадках в 2017 г. вырос на 6% и составил 9,5 трлн руб. В то же время рынок закупок госкомпаний в 2017 г. стоял на месте. Заказчики ждали, что повлечет за собой внесение поправок в законодательство. Те, кто хотел автоматизировать закупки, уже работали на площадках, а остальные проводили в электронной форме обязательный минимум», — комментирует Андрей Бойко, коммерческий директор Центра электронных торгов B2B-Center.

Свою роль в росте рынка, полагают аналитики RAEX, сыграло восстановление спроса со стороны крупнейших корпоративных заказчиков — впервые за последние три года остановилось снижение такого важного объемного показателя, как средняя стоимость одного контракта.

Данные выборки участников рейтинга крупнейших российских компаний RAEX-600 2017 г. демонстрируют, что рост доли внедривших закупки в электронной форме заказчиков замедляется уже третий год подряд. Что для авторов исследования не удивительно, поскольку уровень проникновения электронных закупок в этом сегменте уже очень значителен — 80%. За пять лет наблюдений RAEX взрывной рост числа компаний, внедривших электронные закупки, был отмечен в 2014 и 2015 гг. (прирост на 9 и 13,6% год к году соответственно). В течение последних двух лет этот прирост имеет, скорее, затухающий характер (1,8% в 2016 г. и 1,5% в 2017-м).

Однако в сегменте самых крупных компаний России дела обстояли по-другому. Здесь проникновение электронных закупок продолжает расти очень высокими темпами. За 2017 г. удельный вес корпоративных заказчиков, использующих внешние или корпоративные ЭТП, увеличился сразу на 10 п.п. (с 67 до 77%), а всего за последние три года этот показатель вырос более чем в полтора раза.

В прошлогоднем исследовании RAEX отмечалось, что в сегменте крупнейших компаний потенциал роста электронного рынка B2B сохраняется лишь в отдельных нишах, прежде всего в компаниях нересурсоемких отраслей. К таковым относятся отрасли, в которых объемы закупок товаров, работ, услуг (без учета коммерческих закупок компаний торговли) составляют незначительную (менее 10%) долю в совокупном объеме затрат — компании финансового сектора, ретейла, оптовой торговли, сервисные и большинство компаний ИТ-индустрии.

Об освоении этой ниши как о приоритете заявляли крупнейшие операторы ЭТП. И исследование показало, что почти половина компаний из числа топ-200 рейтинга RAEX-600, внедривших электронные закупки в 2017 г., представляют розничную торговлю.

Авторы исследования обращают внимание, что новички из числа топ-200 рейтинга RAEX-600, внедрившие корпоративные решения для проведения электронных закупок или воспользовавшиеся услугами независимых ЭТП, разделились почти поровну (49 и 51% соответственно). Таким образом, делают они вывод, притока на независимые площадки крупных корпоративных клиентов, связанного с массовым отказом от использования кэптивных площадок, как прогнозировали некоторые операторы ЭТП, пока не наблюдается.

Более того, в последние два года корпоративные площадки были созданы рядом крупнейших компаний, которые одними из первых сделали выбор в пользу применения независимых ЭТП для проведения своих закупок. За указанный срок такие площадки создали минимум восемь компаний энергетики, металлургии, нефтегазового сектора, ретейла, принимавших участие в опросе RAEX. Впрочем, замечают его аналитики, как правило, данные площадки — вспомогательны и предназначены для проведения мелких и однотипных закупок (в случае с компаниями — субъектами 223-ФЗ — нерегламентированных закупок).

Также исследователи отмечают необходимость учитывать, что большинство внедривших электронные закупки компаний из топ-50 рейтинга RAEX-600 (а именно они формируют львиную долю оборота межкорпоративной торговли) используют либо корпоративные ЭТП, либо формально независимые площадки, ориентированные преимущественно или исключительно на проведение закупок одной крупной компании и ее дочерних и зависимых обществ (квазикорпоративные ЭТП).

Говорить о том, что на рынке сформировалась устойчивая тенденция отказа крупнейших заказчиков от эксплуатации кэптивных площадок в пользу сервисов независимых ЭТП, эксперты RAEX считают как минимум преждевременно. Скорее, полагают они, крупнейшие заказчики стремятся использовать преимущества как независимых, так и корпоративных площадок.

«Мы предлагаем клиентам комбинированное использование корпоративной ЭТП с внешними площадками. Это возможно, когда корпоративная площадка полностью обслуживает потребности заказчика, выступает не только как площадка для закупок, но и как аналитический инструмент, позволяющий вести закупку от планирования бюджета до реализации контракта. В этом случае взаимоотношения с внешними ЭТП выстраиваются с целью привлечения новых поставщиков», — говорит Виталий Татаренко, генеральный директор ООО «ТИМЛИС».

Доля электронных закупок крупнейших заказчиков в общем объеме у респондентов, внедривших этот инструмент, в 2017 г. выросла в среднем на 3 п.п. к показателю 2016-го и впервые за все время наблюдений RAEX превысила 60%.

В целом доля заказчиков, проводящих в электронной форме более половины закупочных процедур, за пять лет выросла почти в три раза — с 23 до 68%. Учитывая, что большинство крупнейших корпоративных заказчиков в том или ином формате участвуют в электронной торговле, авторы исследования делают однозначный вывод, что такие закупки в настоящее время являются основным способом удовлетворения их потребностей.

Тем не менее, отмечают они, удельный вес наиболее активных заказчиков, проводящих на ЭТП более 80% своих закупок, остается практически неизменным уже третий год подряд — это косвенно показывает наличие объективных ограничений на перевод в электронную форму всех закупок, а также значимого круга потребностей в товарах, работах, услугах, которые, по мнению компаний, по-прежнему более эффективно удовлетворяются за счет проведения бумажных процедур.

Компании по-прежнему не видят смысла в переводе всех закупок в электронную форму. В первую очередь это справедливо для частных компаний, в которых применение электронных закупок диктуется исключительно экономической целесообразностью, а не требованиями законодательства и нормативно-правовых актов.

В основном, констатируют исследователи, рост объемов электронных закупок носил восстановительный характер. С учетом естественного замедления темпов роста проникновения электронных закупок основными драйверами роста объема рынка в сегменте крупнейших корпоративных заказчиков в целом, выделяют эксперты RAEX, стали следующие факторы:

  • форсированный перевод в электронную форму закупок ряда компаний — флагманов российского бизнеса, входящих в первую десятку рейтинга RAEX-600, которые начали внедрение электронных закупок с небольшим опозданием. Здесь сказывается эффект масштаба — выручка десяти крупнейших российских компаний составляет более 55% совокупной выручки остальных 590 участников рейтинга RAEX-600. Тем не менее, замечают исследователи, доступные сведения о темпах роста доли электронного формата в общем объеме закупок этих компаний позволяют утверждать, что позитивное влияние данного фактора на развитие рынка электронной торговли B2B будет ограничено по времени. Кроме того, внедрение электронных закупок в названных компаниях практически никак не скажется на развитии конкурентного рынка услуг ЭТП, поскольку эти клиенты, как правило, ориентируются на использование корпоративных или квазикорпоративных электронных торговых площадок;

  • проникновение услуг ЭТП в немногочисленные оставшиеся незанятые ниши в сегменте закупок крупнейших компаний. В первую очередь, это нерегулируемые закупки компаний нересурсоемких отраслей. Учитывая скорость внедрения закупок в электронной форме у крупнейших ретейлеров (речь идет о некоммерческих закупках), свободными эти ниши останутся недолго;

  • рост доли проводимых в электронной форме закупок в компаниях, которые уже внедрили этот инструмент.

Без улучшения ситуации в отечественной экономике в целом и прежде всего без восстановления инвестиционного спроса со стороны крупнейших заказчиков устойчивое долговременное развитие российского рынка межкорпоративной электронной торговли вряд ли возможно, полагают аналитики RAEX.

«В экономике все взаимосвязано, поэтому необходимо рассматривать проблемы отрасли с учетом макроэкономической ситуации в стране. Прогнозирование инвестиционной и деловой активности компаний, которые тесно зависят от геополитической обстановки, затрудняет формирование стабильности на рынке электронной торговли. Поэтому компании вынуждены быть не стратегами, а тактиками», — считает директор НП «Профессионалы электронного рынка», первый заместитель генерального директора АО «Российский аукционный дом» Константин Раев.

Наконец, отмечается в исследовании, еще одним незадействованным ресурсом развития межкорпоративного электронного рынка остаются закупки крупных компаний второго эшелона и средних.

Тем не менее, сомневаются аналитики RAEX, доступные данные пока не позволяют говорить о том, что средние по размеру компании в краткосрочной перспективе будут играть ключевую роль на межкорпоративном электронном рынке.

Лучшие ЭТП по уровню удовлетворенности корпоративных заказчиков качеством их услуг

Позиция в ренкинге

Позиция в ренкинге в 2016 г.

ЭТП

Средневзвешенная оценка респондентов, имевших опыт сотрудничества в качестве заказчика с данной ЭТП*

1

1

Центр электронных торгов B2B­Center

8.9

2

2—3

«Единая электронная торговая площадка» («Росэлторг»)

9.0

3

2—3

Торговый портал «Фабрикант»

8.0

4

4

АО «OTC»

8.3

5

13

«ТЭК­торг»

8.4

6

6

«РТС­тендер»

8.2

7

5

Автоматизированная система торгов «Сбербанк­АСТ»

8.4

8

9

ООО «ТендерПро»

9.0

9

12

ЭТП «ГПБ»

9.0

10

7

ТЗС «Электра»

8.8

11

11

ЭТП ONLINECONTRACT

7.8

* 1 балл — мин. оценка, 10 баллов – макс. оценка. В том числе в рамках проведения ­тес­товых закупок.

Источник: RAEX (РАЭКС­Аналитика).