Антимонопольный орган выпустил новое разъяснение о предоставлении компаниями информации, составляющей коммерческую тайну, при проведении антимонопольных проверок. Он отметил, что отказ предоставить такую информацию грозит штрафом. Для компаний он может составлять до 500 000 руб.
Опубликовано разъяснение Президиума ФАС России от 21.02.2018 № 13 «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 21.02.2018 № 2). В нем поясняется, чем может грозить компании отказ предоставить документы с коммерческой тайной, как рассматриваются дела, в которых фигурирует коммерческая тайна, и когда ФАС России не обязана хранить ее в секрете.
Что является и не является коммерческой тайной
В разъяснении Президиум ФАС России напомнил, что под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду, к которой у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой введен режим коммерческой тайны (п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее — Закон о коммерческой тайне).
При этом предусмотрен целый перечень сведений, которые в принципе не могут относиться к коммерческой тайне. Общий список таких случаев указан в ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Но этот перечень не является исчерпывающим. Например, ФАС России пояснила, что на сведения, содержащиеся в заявлениях, возражениях, пояснениях и иных материалах, представленных по инициативе лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Данные аналитического отчета о размере рыночной доли участников товарного рынка, товарах, входящих в продуктовые границы, взаимозаменяемых товарах, а также характеристиках товара, исключающих взаимозаменяемость, тоже нельзя отнести к информации, составляющей коммерческую тайну какого-либо хозяйствующего субъекта. Такая информация является результатом обработки собранных сведений и вероятностной оценкой со стороны антимонопольного органа состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке и не принадлежит какому-либо конкретному лицу.
В этот же список попадают обезличенные результаты опроса потребителей о продуктовых и/или географических границах рынка, иного анкетирования или выяснения мнения относительно свойств товара и/или состояния конкуренции на товарном рынке. Такие сведения представляют собой оценку мнения потребителей. Но если опрашиваемое лицо в отношении заполненной им анкеты (иного документа) присвоило статус коммерческой тайны, тогда доступ к такой анкете предоставляется только с согласия обладателя коммерческой тайны.
Рассмотрение дела, в котором имеется коммерческая тайна
Если в отношении каких-либо сведений установлен режим коммерческой тайны, то лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, смогут с ней ознакомиться только при наличии согласия обладателя коммерческой тайны. Если такое согласие отсутствует, то оглашение в заседании информации, содержащей коммерческую тайну, предоставленной по запросу антимонопольного органа, осуществляется в отсутствие лиц, не имеющих права на ознакомление с материалами, содержащими коммерческую тайну.
С учетом этого председатель комиссии вправе предложить лицам, участвующим в деле, установить такой порядок рассмотрения дела, при котором оглашение информации, содержащей коммерческую тайну, будет осуществляться в начале либо по ходу заседания, с удалением из зала заседания на время такого оглашения лиц, не имеющих права на ознакомление с материалами, содержащими коммерческую тайну.
При этом комиссия должна стараться не включать в свои заключения об обстоятельствах дела и решения информацию, составляющую коммерческую тайну. Если это невозможно, то комиссия вправе указать такую информацию. Но антимонопольный орган должен будет передать лицам, участвующим в деле, не получившим соответствующего согласия, копию акта, исключив из него сведения, составляющие коммерческую тайну. Например, не изменяя структуру документа, он может оформить соответствующую часть его текста в виде, не поддающемся прочтению, либо перенести тест с коммерческой тайной в приложение, которое не подлежит выдаче. То же самое относится и к подготовке аналитического отчета о результатах анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Когда обязательно нужно предоставить информацию антимонопольному органу
ФАС России указала, что компании обязаны предоставлять по ее мотивированному запросу информацию, даже если это коммерческая тайна. Отказ предоставить информацию в связи с тем, что она составляет коммерческую тайну, в правоприменительной практике однозначно расценивается как совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (см. постановления ВС РФ от 19.02.2015 по делу № А56-70550/2013, ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2014 по делу № А56-70550/2013). А это штраф для должностных лиц — от 10 000 до 15 000 руб., для юридических лиц — от 50 000 до 500 000 руб.
Еще ФАС России является уполномоченным органом по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому антимонопольный орган вправе запрашивать документы с коммерческой тайной у физических и юридических лиц, в том числе держателей реестров акционеров акционерных обществ, имеющих стратегическое значение (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»). Это подтверждает и судебная практика (см. постановление АС Московского округа от 07.02.2017 по делу № А40-113716/2016).
Документы, направляемые антимонопольному органу и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, должны соответствовать требованиям ст. 10 Закона о коммерческой тайне. В частности, такие документы должны быть промаркированы грифом «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Невыполнение этого требования свидетельствует о непринятии обладателем информации минимально необходимых мер ее охраны и освобождает антимонопольный орган от обязанности не разглашать ее.
И еще один момент: если информация была предоставлена в антимонопольный орган без соблюдения режима коммерческой тайны, то позднее она не может быть признана коммерческой тайной. Такая информация в силу ее раскрытия самим обладателем уже не будет соответствовать критериям коммерческой тайны.