В нижнюю палату российского парламента внесен проект закона «О цифровых финансовых активах» (№ 419059-7). Это вторая попытка, на этот раз предпринятая группой депутатов, ввести в правовое поле Российской Федерации криптовалюты, токены, смарт-контракты — наиболее широко распространенные в настоящее время финансовые активы, создаваемые и/или выпускаемые с использованием цифровых финансовых технологий. Ранее свой вариант законодательного регулирования данной сферы предлагал Минфин России.
Согласно документу, поступившему на рассмотрение Госдумы, токены и криптовалюты определяются как имущество. То есть на территории России цифровые финансовые активы как не являлись законным платежным средством, так и не будут являться. Криптовалюта и токен определяются как имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Ключевое различие между криптовалютой и токеном заключается в том, что токен выпускается одним эмитентом, а криптовалюта несколькими.
Напомним, что Минфин хотел разрешить обменивать цифровые финансовые активы одного вида на другой, а также на рубли, иностранную валюту или иное имущество.
Согласно новому законопроекту, обмен токенов на рубли и иностранную валюту предлагается разрешить через специальных операторов, а положение о возможности обмена криптовалюты на рубли отсутствует. Однако это будет только общим правилом, поскольку появилось и новое положение — ЦБ РФ должен будет установить: перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов; порядок и условия их совершения в России. Кстати говоря, Центральный банк изначально выступал против легализации оборота криптовалют, аргументируя это тем, что подобный шаг может способствовать отмыванию средств.
Депутаты предложили рассматривать в качестве операторов, совершающих сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту, юридических лиц, осуществлящих виды деятельности, указанные в федеральных законах от 22.04.96 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» и от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее — Федеральный закон «Об организованных торгах»): брокеров; дилеров; управляющих ценными бумагами.
Проект Минфина критиковали эксперты рынка цифровых финансовых активов за его позицию о допуске к участию в ICO неквалифицированных инвесторов. Законопроект ведомства предусматривал ограничение для них на объем инвестиций в токены на уровне 50 000 руб. В новой редакции соответствующее положение убрали. Вместо этого появилось указание на то, что решение по ограничению суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, будет также принимать ЦБ. Сделано это «с целью обеспечения защиты неквалифицированных инвесторов», следует из пояснительной записки к законопроекту. Размер лимитов и условия участия неквалифицированных инвесторов в ICO будут устанавливаться в отдельном акте Банка России.
Законопроект вносит ясность в вопрос: что же такое майнинг? Согласно документу, майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством РФ (изначально подход Минфина заключался в том, что он предлагал считать майнинг предпринимательской деятельностью априори, безо всяких оговорок). Вопрос о налогообложении такой предпринимательской деятельности законодатели оставили открытым. А здесь есть о чем подумать. Ведь согласно тексту законопроекта, «майнинг — деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты». Но ведь криптовалюта — это имущество. Так что проблема адекватного налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами еще ждет своего решения.
Процедура выпуска токенов предполагает публикацию эмитентом инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения токенов, а также заключение договоров, в том числе в форме смарт-контрактов, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями. Законопроект определяет перечень сведений, которые должна содержать публичная оферта о выпуске токенов. Это сведения об эмитенте, бенефициарах, о депозитарии (если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно). Должны быть указаны цена токена или порядок ее определения, порядок оплаты, максимальная сумма, на которую могут быть приобретены токены для неквалифицированных инвесторов и т.д.