Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования об особенностях использования интернета в России. Согласно опубликованным данным процесс интернетизации россиян продолжается. Вместе с тем три четверти пользователей признают необходимость отдыха от Сети.
Доля пользователей интернета в России в I квартале 2018 г. составила 80%. Прирост числа ежедневных интернет-серферов — с 28% в 2011 г. до 62% в 2018 г. (среди молодежи от 18 до 24 лет эта доля превышает 95%).
Около половины пользователей (45%) в последний год сознательно отключали доступ к интернету (на день или более), 66% вынужденно оставались без Сети. При этом 83% из них не чувствовали себя ущемленными, а 7% даже ощутили радость и расслабление.
Большинство «интернетчиков» (77%) признают необходимость в периодическом отдыхе от Сети, около половины (47%), выбирая место отдыха, предпочли бы территорию без доступа к интернету (даже среди ежедневных пользователей эта доля составляет 44%, среди 18—24-летних — 53%).
Гипотетическая ситуация полного исчезновения интернета не вызовет паники среди половины пользователей: 22% сказали, что в этом случае в их жизни ничего не изменится, 30% — что влияние будет крайне слабым. Вместе с тем для 47% это станет серьезным испытанием — с 2017 г. (32%) эта доля заметно выросла. 39% признались, что их жизнь существенно изменится, однако они смогут приспособиться, 8% — что они не представляют повседневности без возможности выйти в Сеть (среди 18—24-летних такие ответы дали 43 и 17%соответственно).
«За бурным приливом социальных масс в новое для себя коммуникационное пространство мы ожидаем эффекта некоторого оттока в офлайн», — прокомментировал данные опроса руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин. По его словам, эта тенденция может иметь много проявлений, начиная от запроса на моноканальность информационного потока и заканчивая полным отшельничеством. Скорее всего, этот эффект окажется маятниковым, пока социальные практики окончательно не сформируются, но одно уже ясно: в обществе есть заметный запрос на «информационные каникулы» и «периоды коммуникационной тишины».