Лишь 7% малых и средних предпринимателей (МСП) получают сегодня, по данным независимых исследований, государственную поддержку. Не удивительно, что доля МСП в экономике развитых государств составляет порядка 60%, а в нашей стране — только 20%. Между тем, по оценке экспертов, решения по поддержке МСП очень просты и быстро реализуемы. Предпринимателям в первую очередь нужны живые деньги на развитие бизнеса, гарантии для банковских кредитов и налоговые вычеты.
Президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин подчеркивает: «Вклад малого бизнеса в ВВП страны должен к 2030 г. составлять 40%, а сегодня он равняется порядка 20%. Он вырос за последнее два года на 10%, но до сих пор очень далек от цифр, заявленных в Стратегии развития МСП». По его словам, в рамках национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства правительство планирует создать систему акселерации малого бизнеса, цифровую платформу, единое окно по сервисам для бизнесменов и расширить рынки сбыта их продукции.
Однако пока система господдержки МСП оставляет желать лучшего. За последний год мерами государственной поддержки воспользовались, по оценкам независимого агентства Magram market reseach, только 7% предпринимателей. Причем эта цифра остается неизменной с 2015 г., когда вопрос о господдержке впервые был задан бизнесменам в ходе опроса.
Столь скромные результаты широко рекламируемой программы господдержки малого и среднего бизнеса сами предприниматели объясняют низкой информированностью о ее мерах, а также уверенностью в сложности их получения и использования.
«Очевидно, что поддержка МСП в стране как не работала, так и не запустилась, — прокомментировал результаты исследования Magram market reseach бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Из тех 7% счастливчиков только 8% участвовали в „Программе 6,5%“ Корпорации МСП по льготному кредитованию. Я уверен, что это полный провал».
Данные об объемах финансирования Программы господдержки малого и среднего бизнеса Минэкономразвития, приведенные в Докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей президенту страны, увы, подтверждают этот вывод. Если в 2015 г. общий объем поддержки на 85 субъектов РФ составлял 16,9 млрд руб., то в 2018 г. — уже 5,02 млрд руб.
Из-за существенного сокращения объема финансирования эффективность Программы МЭР находится под угрозой. В рамках стесненного бюджета региональные власти вынуждены ограничиваться оказанием информационно-консультационной поддержки. А Корпорация МСП, исходя из своего мандата, заменить Программу Минэкономразвития не имеет возможности.
В предыдущие годы Программа МЭР доказала свою эффективность. Так, по расчетам Минэкономразвития, при государственных вложениях в размере 22 млрд руб. доходы бюджета составляют 153 млрд руб. То есть на каждый рубль государственных затрат в сфере малого и среднего бизнеса приходится 7 руб. дополнительных налоговых поступлений. По всей вероятности, это хорошо понимают в Евросоюзе. Здесь на поддержку одного субъекта МСП за год выделяется в среднем около 35 000 руб. (в эквиваленте), а в России в 2018 г. было выделено всего 830 руб.
Между тем Б. Титов уверен: «Решения по поддержке МСП — абсолютно простые и быстро реализуемые, это не пилотируемый полет на Марс. Просто мы, как всегда, идем своим особым путем».
Кабинету министров целесообразно, по мнению бизнес-омбудсмена, рассмотреть вопрос сохранения финансирования Программы МЭР в следующем году на уровне 2015 г. (16,9 млрд руб.). Минфин России вполне может пересмотреть уровни софинансирования Программы Минэкономразвития со стороны региональных бюджетов и увеличить долю федеральных средств в среднем до 70—80%. Стоит также возобновить предоставление субсидий регионам для компенсации части затрат субъектов МСП, связанных с приобретением оборудования для развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), а также для выдачи грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела.
Наконец, следует внести изменения в «Программу 6,5%», проводимую по линии Корпорации МСП, которые предусмотрят использование региональных гарантийных обязательств. Также можно увеличить лимиты на уполномоченные банки и расширить перечень видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на участие в программе Корпорации.