Верховный суд Республики Коми в Апелляционном определении от 29.03.2018 по делу № 33-1853/2018 пришел к выводу, что основанием для увольнения по собственному желанию может являться только оригинал заявления работника.
Гражданин работал в одной из торговых точек крупной сетевой компании. 13 июня 2017 г. он передал директору торговой точки заявление об увольнении по собственному желанию с 1 июля 2017 г. Второй экземпляр заявления с подписью директора торговой точки он оставил себе, а скан заявления отравил по электронной почте в отдел кадров компании.
Считая себя уволенным, с 1 июля 2017 г. он перестал выходить на работу. Но поскольку трудовую книжку и расчет он не получил, гражданин обратился в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал. Не нашел работник поддержки и в апелляционной инстанции. В своем решении арбитры исходили из следующего.
В соответствии со ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. То есть для расторжения трудового договора необходимо волеизъявление работника, облеченное в письменную форму.
Поскольку трудовые отношения между работником и работодателем оформляются в письменной форме, суд пришел к выводу, что и заявление об увольнении по собственному желанию имеет юридическую силу только при его подаче на бумажном носителе и при наличии на нем собственноручной подписи работника. Суд также отметил, что электронный документооборот допускается с дистанционными работниками при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи. Но гражданин к данной категории работников не относится. Сканированный экземпляр заявления, направленный им в отдел кадров по электронной почте, не позволяет с достаточной степенью достоверности идентифицировать абонента в системе электронного документооборота. Кроме того, сканированный экземпляр не содержит оригинал подписи работника.
Тот факт, что на бумажном экземпляре заявления директор торговой точки поставил свою подпись, не свидетельствует о соблюдении гражданином порядка увольнения. Из должностной инструкции директора торговой точки следует, что он не уполномочен решать от имени работодателя кадровые вопросы.
Учитывая вышесказанное, суд указал, что стороны не пришли к соглашению о расторжении трудового договора. И так как данный факт не позволил работодателю издать приказ об увольнении, оснований для удовлетворения требований гражданина о выдаче трудовой книжки и взыскании с работодателя выплат, причитающихся при увольнении, не имеется.
О том, что для увольнения по собственному желанию необходим оригинал письменного заявления работника с его собственноручной подписью, говорит и Верховный суд РФ (Определение от 11.09.2017 № 20-КГ17-7).