Практически все показатели компаний розничной торговли — объемы продаж, ассортимент и экономическое положение — во II квартале нынешнего года продемонстрировали позитивную динамику. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) вырос сразу на 3 п.п. — до 5%.
Большинство руководителей компаний розничной торговли, принимавших участие в опросах Росстата в апреле — июне 2018 г., дали улучшенные оценки практически всем показателям финансово-экономической деятельности своих организаций в сравнении с I кварталом.
Это привело к росту ИПУ сразу на 3 п.п. Аналитики ВШЭ отмечают, что ИПУ в торговле традиционно имеет консервативный характер, поэтому такой рывок вверх здесь — крайне редкое позитивное явление. Причем впервые за длительное время положительный импульс в динамику индекса внес каждый из его компонентов.
«Исходя из обобщенных мнений руководителей торговых организаций, выявленных в ходе конъюнктурного опроса, по итогам 1-го полугодия сегмент розничной торговли вышел на новый, более благоприятный этап своего развития, существенно отдаливший его от затяжной депрессионной фазы, — подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) „Вышки“ Георгий Остапкович. — Сформировавшиеся полугодовые тенденции представили новые поводы для более оптимистичного взгляда на ситуацию в секторе, обозначив предпосылки для дальнейшей стабилизации делового климата. Впервые с конца 2013 г. динамика индикативных трендов свидетельствует о набирающем силу восстановлении деловой активности и окрепшей уверенности респондентов в позитивных переменах во 2-м полугодии».
Улучшение основных операционных показателей розничной торговли происходит на фоне вполне спокойной текущей и ожидаемой инфляции.
Сегодняшняя динамика индекса потребительских цен (ИПЦ) позволяет предположить, что годовая инфляция будет около четырехпроцентного таргета, поставленного ЦБ РФ на 2018 г.
«Важными векторами в предпринимательских оценках выступили агрегированные результаты ИПУ как по отрасли в целом, так и характеризующие динамику развития ее продовольственного и непродовольственного сегментов, — отмечает Г. Остапкович. — Обращает на себя внимание, что второй квартал подряд непродовольственная розница, с точки зрения роста деловой активности, уверенно преобладала над организациями, реализующими продовольственные товары».
Данные тенденции устойчиво коррелируют с количественной статистикой Росстата, согласно которой рост общего товарооборота в январе — мае к соответствующему периоду 2017 г. составил 102,4%, а непродовольственные товары вышли на отметку 102,9%.
Сильный импульс динамике роста деловой активности также дал позитивный помесячный рост реальных располагаемых денежных доходов населения, наблюдаемый, по данным Росстата, в текущем году (103,2% по итогам пяти месяцев).
Вместе с поступательным наращиванием потребительского кредитования растущие доходы оказались главными факторами реализации отложенного спроса, прежде всего, на непродовольственные товары длительного пользования. В последние полгода у домашних хозяйств происходит смена модели покупательского поведения с избирательно-сберегательной на потребительскую.
Таким образом, по мнению ученых ЦКИ, можно сказать, что «черная полоса» для розничного сегмента закончилась, а в структуре рынка происходят серьезные масштабные перемены, заключающиеся в перезагрузке торгового процесса под новый формат потребления.
Тем не менее констатировать окончательный переход отраслевого развития к устойчивому росту в рамках текущего конъюнктурного цикла все-таки преждевременно. «Необходимо отдавать себе отчет, что сегодня мы наблюдаем пока восстановительный процесс роста товарооборота и доходов населения, компенсирующий потери предыдущих лет, особенно 2015—2016 гг., — считает директор ЦКИ. — Для выхода на параметры даже не самого благополучного 2014 г. потребуются определенное время и усилия. Следует напомнить, что по итогам 2017 г. население страны имело отрицательный темп роста реальных доходов к 2014 г. (–11%), а по реальным заработным платам примерно –5%».