Важнейшие показатели развития малого и среднего бизнеса — увеличение численности работников и размеров кредитования — пока не выполнены. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты России, проанализировавшие эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Тем временем власть уже ставит новые задачи в этой сфере на ближайшие шесть лет.
Цели, поставленной президентом страны на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 сентября 2016 г., — довести численность работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 г. — достичь не удалось. «Число хозяйствующих субъектов МСП в 2015—2017 гг. выросло с 4,5 до 6 млн, вместе с тем число занятых в малом и среднем предпринимательстве в целом на 1 июля 2018 г. составляет 19,2 млн человек», — отметил аудитор Андрей Перчян, выступая на коллегии Счетной палаты с докладом об итогах проведенного анализа мер господдержки малого и среднего предпринимательства в 2014—2017 гг.
Проведенный аудиторами анализ показал, что в 2015—2017 гг. объем кредитов субъектам МСП уменьшился. Поддержка, оказываемая в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), также не смогла изменить отрицательный тренд в кредитовании малого и среднего бизнеса. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках НГС, хоть и увеличилась, но в целом осталась незначительной. Она выросла с 1,5% на 1 января 2016 г. до 4,8% на 1 января 2018 г. Одна из основных целей НГС — увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП — также не достигнута.
На федеральном уровне основные мероприятия по поддержке МСП предусмотрены в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Развитие МСП»). В 2014—2017 гг. на реализацию подпрограммы из федерального бюджета было выделено 120,5 млрд руб., освоено 98%.
Чисто внешне показатели подпрограммы, характеризующие развитие МСП, в 2017 г. в основном выполнены. Но при этом все плановые значения показателей на 2017 г. были значительно снижены относительно уровня 2014 г. Так, по одному из основных показателей подпрограммы — «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» — плановые значения снизились с 108 000 в 2014 г. до 25 000 в 2017 г.
Причем в проверяемом периоде наблюдалась тенденция снижения фактических значений данного показателя.
«Ежегодное снижение этого показателя при положительной динамике численности занятых в сфере МСП в 2014—2017 гг. свидетельствует о том, что реализация госпрограммы не оказывает существенного влияния на обеспечение занятости в сфере МСП», — констатировал А. Перчян.
Важная деталь: в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. президент поставил еще одну стратегическую цель — довести к 2024 г. вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП до 40%. Однако в действующей Стратегии развития МСП эта цель не учтена. Кроме того, показатели «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» в настоящее время в Российской Федерации органами государственной статистики не наблюдаются, так что оценка достижения стратегической цели априори невозможна.
Тем не менее, вполне оптимистичные перспективы для малого и среднего бизнеса обозначил в своем выступлении на заседании президиума Совета по приоритетным национальным проектам премьер Дмитрий Медведев. «Главный целевой показатель национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе и индивидуальных предпринимателей до 25 млн человек, — подчеркнул глава правительства. — Кроме этого предполагается расширить долю сектора в несырьевом экспорте, увеличить банковское кредитование и закупки со стороны государственных компаний».
Для малого и среднего бизнеса, по словам председателя правительства, была создана инфраструктура поддержки — профильная корпорация развития, гарантийная система. Кабинет министров занимается снижением ставок по кредитам, в качестве покупателей привлечены государство и государственные компании. «Запущен приоритетный проект, — отметил Д. Медведев. — Есть предложения, которые подготовило Минэкономразвития, по структуре и наполнению национального проекта — это упрощение налоговой отчетности, расширение доступа к имуществу на льготных условиях, включая доступ к земле, активизация цифровых платформ поддержки, автоматизация отчетности о продажах у самозанятых, совершенствование системы закупок государственными компаниями и целый ряд других идей».
Мероприятия приоритетного проекта, по мнению руководителя «Опоры России» Александра Калинина, должны в перспективе оказать серьезное влияние на улучшение делового климата и условия ведения предпринимательской деятельности.
«Такого комплексного подхода к развитию предпринимательства еще не было, — прокомментировал ситуацию А. Калинин. — Если раньше малый бизнес получал меры господдержки по разным федеральным программам, то сейчас все сведено в одно целое — в большой национальный проект».